14422

USA Today: не ту страну…

Как починить российские дороги раз и навсегда
Путь из Флориды до последней значимой точки нашего путешествия — Вашингтона (тот который DC), в познавательном плане дал довольно мало. Формально маршрут был другим, но по факту, дороги в этой части США мало чем отличаются друг от друга.
Поделиться
Изображение USA Today: не ту страну…

Ездят по ним примерно одинаково, «автопарк» примерно тот же, да и проложен 95-й интерстейт с туристической точки зрения не слишком удачно, поскольку ближайшая более-менее внушительная достопримечательность на пути из Орландо на север — федеральная столица, куда мы, собственно говоря, и направлялись. В общем, смотреть тут было особо не на что — двух-, трехполосное шоссе с неплохим покрытием и достаточно приличным трафиком. По большому счету, приведший нас во Флориду I-75, за исключением незначительных деталей выглядит точно также. Этот интерстейт разве что постарше, машин на нем чуть больше, да растительность погуще (что, очевидно, связано с его близостью к океану), в остальном — точно такая же дорога.

По сути, единственным открытием того дня стала… влажность. Концентрация влаги в воздухе начала нарастать, как только мы миновали Джексонвиль. По большому счету, этот город примечателен лишь количеством дымящих труб и тем, что расположен уже не на полуострове (но технически эта территория еще принадлежит штату Флорида), а на материковой части континента, а также является стартовой точкой шоссе I-10, которое, в конечном счете, приводит путешественника в Лос-Анджелес.

Так вот, через полсотни миль после Джексонвиля мы обнаружили, что забортная температура поднялась с и без того непростых 102 градусов по Фаренгейту, до 110-ти (чуть выше 43 градусов по Цельсию). Но жара — меньшее из зол. Если Флориду еще продувало жалкими останками пресловутой Дебби (тропический шторм, несколько дней бушевавший в Мексиканском заливе), в Джорджии любой ветерок был в буквальном смысле на вес золота, а учитывая близость атлантических вод, еще через пару сотен миль, любой выход из кондиционированного салона машины был сродни входу в парную, где раскаленную каменку только что залили ведром воды. По сути, на улице ты даже не успеваешь вспотеть (хотя те, кто пережил позапрошлое лето в Москве, говорят, не потеют даже в аду) — спустя минуту вся одежда пропитывается конденсатом настолько, что ее в пору запихивать с сушильный барабан. И с каждой сотней миль ситуация только ухудшалась.

Вечер и ночь, которые мы провели уже в Южной Каролине, увы, облегчения не принесли. Солнце «выключилось», температура упала на пару градусов, но при влажности под 80% серьезной роли они уже не играли — вода конденсировалась на теле с той же скоростью. Благо, наличие в номере исправного и достаточно мощного кондиционера в этой стране считается само собой разумеющимся.

Вот техника, как оказалось, таких испытаний не выдерживает — к еще днем засбоившему планшетнику, поутру добавился автомобильный регистратор, и если первый удалось-таки реанимировать, второй, судя по всему, отправился в мир иной…

Впрочем, особой необходимости в нем уже не было, поскольку свою функцию к тому моменту он уже выполнил. Дело в том, что сей гаджет мы задумывали использовать, как этакую мобильную видеокамеру, способную зафиксировать то, что не успеют поймать в объектив члены экипажа, однако передвижение по штатовским интерстейтам оказалось крайне скучным и однообразным. Тут проще намеренно найти приключения на свою пятую точку, чем ждать какого-то экстраординарного события.

В этом, собственно, и заключается весь процесс перемещений по крупным американским дорогам — о ремонтах и возможных задержках в движении тут предупреждают за полсотни миль, так что средняя скорость движения не падает ниже 40 миль в час (около 60 км/ч), фуры и грузовики здесь «дубасят» почище легковушек, а обездвиженный транспорт «хайвэй патруль» в течение десяти-пятнадцати минут обычно «эвакуирует» с помощью «кенгурина» (банально уткнувшись им в задний бампер) прямо на ближайшую обочину (оттуда страдальца забирает уже вызванная им техничка). Исключения составляют лишь аварии с пострадавшими, которые тут, похоже, тоже — большая редкость, поскольку за 2500 миль мы встретили лишь одну.

Иными словами, смотреть нечего. Зато есть время поразмышлять. В то время, как подшефная «матрешка» наматывала на одометр очередную 500-мильную порцию, ваш корреспондент пришел к занимательному выводу, который, возможно, поможет справиться хотя бы с одной традиционной российской бедой.

В США есть платные дороги, но при такой массе «халявных» — это капля в море. Практически все интерстейты, по которым нам довелось передвигаться, при этом обслуживаются не только местными властями, но и региональными частными инвесторами (особенно в не слишком богатых штатах). Не знаю, какие ему за это полагаются бонусы — возможно, на откуп ему отдают площади под установку рекламы, может, он меньше отчисляет в местный бюджет... Но факт остается фактом — туалеты там чистые, покрытие нормальное, ям и колейности — нет. Опыт и технологии? Возможно, но это не мешает реализовать нечто подобное и у нас.

Все это вот к чему, может и нам на каждый участок дороги назначить такого «ответственного», причем не из аффилированных с дорожными службами структур, а, скажем, нефтяников, газовиков. Или, например, металлургов. Впрочем, это совсем необязательно, что это будут сырьевые экспортеры или компании, связанные с госмонополиями, но все те, кто имеет возможность получать (а, значит, получают) сверхприбыли. А за это, скажем, снять с них повышенные пошлины на экспорт/импорт, а может и в целом снизить налоговые отчисления федеральным фискалам…

Допустим, они будут финансировать плановый ремонт, реконструкцию путепроводов и работы по благоустройству вверенных им трасс. Смысл в том, чтобы сделать для них эти дороги неким обременяющим (но не разоряющим) непрофильным активом, наделить их безраздельными надзорными функциями, но при этом полностью «отсечь» от непосредственного технологического процесса. Пусть размещают рекламу, продают или сдают земли под АЗС, но деньги выделяют.

Вот в таком случае в секторе появится реальная конкуренция, поскольку частный инвестор будет заинтересован не только в снижении себестоимости, но и повышении качества работ (оплачивать ежегодную замену покрытия им, поверьте, надоест очень скоро). Таким образом, мы, в конечном счете, придем и к возрождению дорожного ГОСТа, как такового, и к современным стандартам дорожного строительства, и к более-менее приемлемым дорогам. Бесплатным. А там, глядишь, кто-то войдет во вкус и начнет строить нормальные европейские «платники», впрочем, в этом случае будет проще перенять опыт «китайских товарищей».

В общем, есть идея…