ММАС-2012: размер имеет значение

Московскому международному автосалону исполнилось 20 лет. Первый состоялся на ВДНХ в 1992 году и назывался MIMS, потом потихоньку трансформировался в нынешний ММАС (MIAS в латинской транскрипции).

Главная особенность нынешнего ММАС – единообразный, стандартизованный оптимизм. На всех стендах рассказывают под копирку: «Наша команда, накопив огромный опыт, усилит позиции бренда на рынке, займет свою долю и повысит показатели». В любом месте этой фразы уместно поставить какое угодно название из списка – Audi, Mercedes, АвтоВАЗ, ГАЗ, KIA…

Главное отличие ММАС от Женевского (и любого иного) автосалона – экспозиция очень точно сориентирована на потребности клиента и потому у всех только автомобили и почти ни у кого нет технологий. А в Европе потребителю показывают не только новую машину и ценник, но и чрезвычайно подробно рассказывают, как она сделана, устроена, что в ней нового. На каждом стенде у них непременно несколько специальных экспонатов, позволяющих хвастаться технологиями, обретенными за прошедший год. И по предъявленным достижениям видно, насколько фирма передовая, социально ответственная и как она сияет на острие прогресса. Нашим это совершенно не интересно. Нам безразличен гибрид, рекуперация, степень сжатия. Мы еще жадно мечтаем о машине как таковой и нам без разницы, как она устроена. А лучшее соотношение не цена/качество, которым заклинают дилеры, а цена/размер. Чем больше машина и дешевле она стоит, тем больше нам нравится.

В эту идеологию лучше всех сыграл альянс Nissan-Renault-АвтоВАЗ, показавший новую Almera. Это самый грандиозный автомобиль выставки, поскольку при длинне больше четырех с половиной метров вокруг него витает слух стартовой цены в 343 000 рублей. За такие деньги и при таком размере, да еще под именем Nissan ему простят любые огрехи, неизбежные в условиях сборки. Если удастся удержать такой ценник, автомобиль завоюет Сибирь и Дальний Восток. С LADA в этот регион соваться нельзя, что-нибудь дорогое привозить еще лет 10 будет бесполезно, а вот дешевое, да еще под любимым именем – попадание в цель. Странно, что более популярная в тех местах «Toyota» об этом еще не догадалась.

Не меньший праздник и у ГАЗа. Там новая «Газель». Сделанный по обходной технологии (не хочется верить в такое качество конвейерной машины), рамный грузовик стал крупней, погрубел чертами и деталями, стал более массивным и громоздким. Это не следующий виток эволюции, это мужественный шаг на месте.

А скромный УАЗ тихонько радовался новому салону. Такого интерьера в истории предприятия еще не было. В двухцветном исполнении (темный верх, светлый низ) он выглядит отлично. В кулуарах владелец завода Вадим Швецов шепнул, что через два года он лично «ответит за «козла» — будет новая платформа и из нее получится целое семейство внедорожников.

ММАС стал точкой входа на российский рынок двух очередных «китайцев»: «Luxgen» и FAW. Но судьба у них сложится по-разному. «Luxgen» провалится на рынке, FAW выиграет, обживется и начнет завоевывать позиции. Отгадка такая: «Luxgen» привели за ручку несчастные ребята черкесского завода «Дервейс». Но это предприятие все годы своего короткого существования находится в системном кризисе и судорожно хватается за выпуск любых машин, лишь бы люди ходили на работу. Любыми машинами стали китайские. Качество получилось еще хуже, чем у оригналов. Дистрибуция такая же хромая, как производство. От тоскливой безысходности появилась идея начать сборку не самых плохих китайских машин, а найти хорошую, например, тайваньский Luxgen (он же Yulon). Иная ситуация с FAW. Притащить эту фирму в Россию задумали самые успешные специалисты по распространению неликвида — фирма «Квингруп». Она вывела на наш рынок никому не известную на то время «Uz-Daewoo», привела к нам ZAZ, придумав для одной из моделей название Chans, а теперь взялись за FAW. При чем как только квингрупповцы перестают заниматься брендом, тот сразу тонет. Пример – ZAZ. Пока его машинами торговала «Квингруп», они неплохо продавались, как только завод подумал, что сам умеет и не продлил контракт на дистрибуцию, продажи иссякли. Взявшись за FAW, «Квингруп» масштабно развернется и если китайцы не повторят ошибку украинцев, бренд со временем станет не менее популярным, чем «Daewoo»…

Породистые иностранцы в этом году отгородились от среднего класса отельным павильоном. Для мальчиков 14 лет, богатых жен и содержанок все Mercedes, BMW, Porsche, Maserati и прочие Bentley собраны в одном месте. Любоваться собой на их фоне можно без суеты.

В павильонах для масс главная премьера салона – Mazda6. Она стала больше и осталась выразительной внешне. Обещают выпускать у нас на Дальзаводе во Владивостоке.

Широко раскинулся «Chevrolet», показав отменную пару пикап Colorado и соплатформенный TrailBlazer, корявенький Cobalt, большой и необоснованно дорогой Malibu и долгожданный универсал Cruze. Судьба всех новинок зависит от цен. Но за убогий Cobalt платить больше, чем за Logan не имеет смысла, Malibu уже на старте оказался в два раза дороже Epica и вся надежда, что Cruze получится и удобным, и не слишком дорогим. А парочка внедорожников по обещаниям, доносящимся из кулуаров, по цене собирается вклиниться между L200 и Pajero Sport.

Союзный по концерну GM немецкий «Opel» порадовал доведенным до серийного блеска кроссовером Mokka. На Женевском автосалоне он был с ужасным салоном корявой сборки и нескладной пластмассы, а теперь превратился в симпатичную машину с очень ладным интерьером. Первые покупатели, заказавшие машину не глядя, не разочаруются.

Среди корейских чудес и премьер есть несколько наиболее примечательных. Грандиозная KIA Quoris (в длину 5090 мм). Этот красивейший автомобиль отлично потеснит премиальных «японцев» и сразится с «немцами». Правы эксперты, когда говорят, что битва за первое место в мире развернется не между GM и «Toyota», а между KIA и VW. Но совсем уникальный и беспроигрышный ход – бронированный Equus Limousine. Уровень защиты VR7. Корейцы себе такого еще не позволяли и вздрагивающие от ужаса за содеянное чиновники катались под защитой немецкой и американской брони. А теперь поедут под защитой корейцев, защитивших свою машину при помощи умелых американцев и теперь получивших входной билет на самую макушку высшего класса.

«Ford» со второй попытки привез долгожданный Ranger. Раньше этот пикап был клоном Mazda BT-50 и им двоим на рынке было тесно. Теперь «Mazda» свои пикапы продавать в России не будет, очистив лужайку американцам. Ranger по-прежнему одинок. Два поколения предыдущих пикапов имели аналог с кузовом универсал Everest, построенный по такому же принципу, по которому из L200 получился Pajero Sport, а теперь и у «Chevrolet» из пикапа Colorado получился TrailBlazer. А «Ford» так и не додумался привезти русским не только пикап, но и полноценный внедорожник Everest. Зато позвал полюбоваться на Mustang. Может, и продавать начнут…

По всем выставкам мира в качестве диссонирующего посмешища, катается итало-американский цирк «FIAT-Chrysler». На пустом стенде этого года самым показательным был ларек по продаже часов «Tissot». Машины уже не берут, приходится искать новые варианты заработка?

На приличных мировых автосалонах кроме премьер обязательно виднеются ретромобили. В Москве их было три. Более чем столетней выдержки потрясающий Renault XB92 1907 года, раллийный Renault-Alpine и Porsche 550 А Spider. Как предки ездили на всем этом и еще выступали на гонках — совершенно непостижимо…