166591

Госдума втихую лишает ГИБДД полномочий

Очень скоро столичные и питерские автовладельцы совершенно безбоязненно смогут парковать свои машины в запрещенных местах на большей части городских территорий. И ни один инспектор ДПС не сможет предъявить им претензий!
Изображение Госдума втихую лишает ГИБДД полномочий

 Такова суть поправок, которые с подачи мэра Москвы сегодня приняли уже во втором чтении (учитывая сложившуюся практику, считай, окончательно) депутаты Госдумы — самые, как известно, принципиальные парламентарии в мире. Согласно им, теперь не ГИБДД будет фиксировать нарушения правил парковки и выписывать штрафы, а лично главы Москвы и Санкт-Петербурга и их заместители. Так что не удивляйтесь, когда, получив очередное «письмо счастья», увидите под штрафной квитанцией электронную подпись не полицейского Пупкина, а лично господина Собянина или Полтавченко.

Любопытно при этом, что изменения в КоАП РФ проводятся через законопроект «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный Комитетом Государственной думы по земельным отношениям, Комитетом по строительству, Комитетом по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. То есть совершенно непрофильными, если говорить о вопросах безопасности дорожного движения и наказания автовладельцев.

Немудрено поэтому, что поправки, о которых идет речь, меняют саму логику, сам принцип построения административного законодательства! Ну с какой стати «в связи с присоединением территорий» у мэра Москвы и его заместителей вдруг должны возникнуть полномочия по рассмотрению дел о нарушениях Правил

дорожного движения, которые всегда относились к компетенции органов внутренних дел?

К тому же согласно ст. 29 документа эти полномочия делегируется некими, не прописанными ни в одном законе «соглашениями», передающими часть федеральных полномочий полиции на уровень органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти подковерные акты будут заключаться мэрами с президентом, премьер-министром, министром МВД или с начальниками ГУВД? Бред какой-то! И если следовать этой логике, то можно вообще дойти до абсурда. Например, доверить контроль за скоростью движения, ездой по пресловутым «выделенкам» транспортным департаментам региональных правительств. А разбирать дела о ДТП поручить, заключив очередной пакт, департаментам ЖКХ, что очень «логично»: любая авария мешает уборке улиц и оставляет следы, которые надо подчищать. А следующий шаг — город забирает и всю 12-ю («автомобильную») статью КоАП РФ. А какие проблемы? Прецедент-то уже создан! Но ведь можно пойти и дальше, перекроив не только КоАП, но и УК, отобрав у полиции право расследовать убийства — пусть этим занимаются департаменты мэрий, ответственные за социальную политику...

Впрочем, желание г-на Собянина взять на себя полномочия ГАИ, как и желание ГАИ их не отдавать, совершенно понятно. На кону — большие деньги. И сейчас часть из них оседает через различные фонды безопасности дорожного движения на счетах автоинспекции. Отстранив ее от кормушки, столичный бюджет получит неплохой гешефт. И к тому же совершенно прекратит строить новые паркинги и стоянки, что также даст неплохую экономию. Более того, Москва будет уже кровно заинтересована в том, чтобы как можно хуже организовывать движение, не строить вообще никаких парковок, расставив вместо них как можно больше знаков «Остановка запрещена». И пожинать плоды, запустив максимальное количество парконов, «выписывающих» всем нарушителям штрафы по 3000

рублей! И если сейчас в Москве ежесуточно выносится около 3000 постановлений за нарушения правил парковки, то с передачей полномочий от полиции к городу и с увеличением количества комплексов мобильной фиксации правонарушений (например, до тысячи единиц) их будет выноситься уже тридцать тысяч. А это уже 33 миллиарда рублей в год. Строить парковки и нормально организовывать движение город будет вообще не заинтересован!

И тут впору говорить о коррупционной составляющей новации. Судите сами: когда у полиции забирали полномочия по организации дорожного движения (оставляя ей совещательный голос), то мотивировали это тем, что в одних руках не должны быть сосредоточены и организация движения, и наказание за нарушение установленных правил езды. А теперь мы не просто возвращаемся к тому же, а делаем еще хуже, объединив все в руках местной власти. Она и организует движение, она и выписывает штрафы, и она же получает деньги. Куда только смотрит главная антикоррупционистка страны депутат Ирина Яровая?!

Ее по крайней мере (как и коллег из Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству) должен был насторожить сам процесс внесения означенных изменений в законопроект. По данным, полученным редакцией от источника в Госдуме, концептуальнейшие поправки в административное законодательство приняты кулуарно, аккурат ко второму чтению в непрофильный закон, проведены через непрофильный комитет. Налицо сомнительность законодательного процесса в Госдуме.

Хотя шанс исправиться у народных избранников есть — впереди все-таки третье чтение. Но поскольку, как уже говорилось, оно чисто техническое (да и депутаты нынче заняты другими вопросами — обливают грязью журналистов), встать на пути явно антиконституционных положений законопроекта просто обязан Совет Федерации, вернув его на доработку в Госдуму.

А закончим мы свое прогнозирование тем, с чего начали. Парконов для контроля за всеми городскими улицами не напасешься. ГАИ от этой процедуры отстранят. А значит за исключением центра мегаполисов парковаться можно будет, не опасаясь кар, где угодно и как угодно.

Приехали…