Лишился «прав» - топай на переэкзаменовку

После того, как сенаторы «проштамповали» предложения коллег из нижней палаты парламента по закручиванию гаек на дорогах, дело осталось за малым — подписью президента.

Пожалуй, единственным неоспариваемым плюсом документа является отказ от пресловутого «правила нулевого промилле». Хотя, как считают медики и правозащитники, отданное на откуп исключительно алкотестеру, а не врачу, право оценивать степень опьянения водителя все равно будет приводить к конфликтным ситуациям. Но, как говорится, с паршивой овцы хот шерсти клок.

В остальном поправки значительно ухудшают положение автовладельца по сравнению с другими гражданами страны. Взять тот же размер минимального штрафа. Для всех других правонарушителей он по-прежнему составляет 300 рублей. И только для нарушителей ПДД — 500. Впрочем, дискриминирует г-н Лысаков  (а ведь этот закон — на 90% именно его детище) не только в этом. Отказавшись под давлением общества (включая даже такой ее части, как ГАИ) от балльной системы, он ввернул-таки в КоАП ужесточение наказания за повторность нарушения. Скажем, если вас второй раз поймают за проезд на красный, то штраф увеличится в пять раз (до 5000 рублей), хотя могут уже и «прав» лишить на полгода.

Та же история и с превышением скорости на на 40 - 60 км/ч. За первый раз заплатите 1000-1500 рублей, а за второй - 2000-3000. За вторичное превышение скоростного режима более чем на 60 км/ч, но не более чем на 80 км/ч, станете пешеходом на целый год.

При этом теперь обязательным условием для возврата водительского удостоверения станет переэкзаменовка — лишенец будет обязан сдать теоретический экзамен не зависимо от того, за что лишился «корочек».

Процедура неприятная не столько потому, что придется томиться в очередях. Может, кстати сказать, и не придется. В Москве, например, ежегодно принимается около 600 000 экзаменов, а «прав» лишается 40 000-45 000 человек. То есть ГАИ явно справится с наплывом (в целом по стране лишенцы составят лишь 10% экзаменующихся). Другое дело, что человеку в возрасте «за тридцать», обремененному семьей-работой, выучить на зубок 800 правильных ответов на билеты может быть затруднительно. А к реальной его водительской практике они не имеют практически никакого отношения. Значит, человек будет искать лазейки и обязательно их найдет — как у нас обстоят дела с коррупцией рассказывать не надо. Да даже если станет сдавать честно — жесткий негатив к власти, заставившей его терять время и деньги (экзамен не бесплатный) останется надолго.

И если господа депутаты действительно хотят убрать с дороги неадекватных водил (ах, как бы я поддержал их в этом порыве!), то почему бы вместо пустой переэкзаменовки не ввести в практику европейский опыт в виде так называемого идиотен-теста, которого те же немецкие или швейцарские автовладельцы боятся больше, чем какого-либо другого наказания. Этот чисто медицинский тест психологического характера показывает, может ли человек в принципе быть водителем или ему даже за руль велика лучше не садиться.

А что касается глобального повышения штрафов, то лучше бы «ЕР» озаботилась максимально быстрым строительством трасс-дорог-развязок-переходов, повсеместной ликвидацией «пробок»-заторов. Только в этом случае кривая аварийности и общего наплевательского отношения к ПДД устремится к нулевым отметкам. А так будем только бюджет страны поправлять, да доводить широкие массы до полного озлобления.