Нулевая смертность на дорогах наступит в 2035 году

Все еще кажущееся весьма экзотичными продуктами технического прогресса автомобили с автопилотами, тем не менее, планируются для массового производства. Притом, производители уже знают, кто будет их покупать.

Разработка планов по производству «самоуправляемых авто», как их называет англоязычная пресса, ведется широко известной компанией «Google» и рядом мировых автопроизводителей. Как полагают маркетологи, такие «умные» авто помогут преодолеть падение спроса – отсутствие интереса к новым машинам у молодежи будет компенсирована пожилыми клиентами, число которых на главных авторынках мира быстро растет.

Многомиллионная армия «бейбибумеров» вошла в финансово обеспеченный пенсионный возраст (особенно в Японии и США). Именно она в итоге и взвинтит спрос на машины, оборудованные автопилотами.

До 90% ДТП происходит по причине «человеческого фактора». И появление на дорогах «безопасных авто», исключающих его наличие – главное преимущество новых технологий, подчеркнули на конференции автопромышленников, прошедшей на минувшей неделе в Токио, высокопоставленные представители «General Motors» и «Toyota Motors».

«Люди старших поколений часто рассматриваются как жертвы ДТП, – поясняет руководитель разработок в области безопасности «Toyota» Моритака Йошида, – однако, наблюдающийся прирост числа дорожных происшествий вызван именно неадекватными действиями водителей преклонного возраста». Йошида официально представил планы японского автопроизводителя по разработке систем самоуправления транспортными средствами.

Следует отметить, что Япония, являющаяся третьим по объему продаж авторынком в мире, по числу ДТП занимает сегодня одну из лидирующих позиций. Притом, из 4411 жертв ДТП со смертельным исходом, случившихся в минувшем году, 2264 человек были 65 лет или старше.
Аналитики токийской консалтинговой компании «Deloitte Tohmatsu Consulting Co» полагают, что внедрение систем, ассистирующих водителям, и автопилоты будут существенно стимулировать спрос со стороны этой категории покупателей, так как это оборудование в силах обеспечить им безопасное вождение: «То, что сейчас происходит в Японии, вскоре начнет сказываться на уровне дорожной безопасности и в других странах, и не только в США, но и в Китае. Так что спрос на автомобили, оснащенные системами автономного управления, будет огромным».

Авто с полноценным автопилотом «Google» уже давно и успешно испытывает в США. Но тут следует отметить, что компоненты подобных систем в последнее время все чаще стали внедрять и крупные автопроизводители. В частности, «Toyota» объявила о том, что в течение ближайших двух лет перейдет на оснащение своих моделей коммуникационными комплексами, связывающими машины, движущиеся в одном потоке. GM к 2020 году планирует начать выпуск машин, способных самостоятельно передвигаться по автомагистралям. О получении разрешения на начало испытаний машин с автономным управлением на дорогах Японии в этом месяце сообщили и из офиса «Nissan». Там, кстати, тоже планируют начать выпуск серийных образцов к 2020 году. Как подчеркнул, управляющий вице-президент «Nissan» Митцухито Ямашита, выступая на Мировом конгрессе интеллектуальных транспортных систем в Токио, автомобили с автопилотами обеспечат безопасное вождение не только пожилым людям, но и инвалидам.

Проблема с вождением у пожилых людей и инвалидов – глобальная, полагают эксперты, и кроется в демографической ситуации, складывающейся в мире. Уже сегодня водители, которым 65 лет и старше, составляют примерно 16% от всех сидящих за рулем, притом на них приходится 17% ДТП со смертельным исходом.

У человека в возрасте, попавшего в ДТП, больше шансов погибнуть, так как он больше подвержен травматизму и ему сложнее восстанавливаться. Согласно американской статистике, вероятность летального исхода в результате дорожной аварии у лиц старше 75 лет резко возрастает, и не только из-за прямого воздействия, но и из-за посттравматических осложнений. В Японии число летальных исходов у водителей преклонного возраста, попавших в ДТП, и вовсе составляет 51%, однако тут следует делать скидку на то, что в этой стране очень много пожилых людей и долгожителей.

С другой стороны, по мере того, как растет продолжительность жизни и падает смертность, число граждан в возрасте от 65 лет и старше быстро растет, и к 2060 году их число увеличится с 24-х (по данным 2012 года) до 40 процентов. В США численность этой категории граждан к 2050 году составит 20% (в 2010 году – 13%), что в абсолютных значениях составляет около 88,5 миллионов человек.

На этом фоне не лишенными смысла представляется мнение Антонии Левандовского, руководителя «автопилотного» проекта «Google»: «Эта новейшая технология восстанавливает свободу перемещения для пожилых людей и инвалидов, они привозят их к внукам и родственникам».
Но есть и еще одна сторона вопроса, объясняющая возникший интерес к автопилотам у производителей. Президент «Toyota» Акио Тойода недавно публично жаловался на то, что молодые японцы перестают интересоваться автомобилями, им неинтересно водить автомашину. Сегодня только 13% 20-летних японцев имеют водительские права. Для сравнения, 10 лет тому назад этот показатель составлял 26%. «Молодое поколение не проявляет большого интереса к вождению, – вторит японцу Питер Свеетмэн из Мичиганского исследовательского института транспортных проблем. – И это обстоятельство может стать переломным моментом для автопроизводителей».

Сегодня редко кто из руководителей мировой автоиндустрии берет на себя смелость предсказать, в каком году системы автономного управления автомобилями пойдут в массы. «Однако, каждый шаг в этом направлении, – подчеркивает Джон Капп, руководитель программы создания систем активной безопасности GM, – принесет впечатляющие преимущества водителям». Клаус Компас, вице-президент BMW по системам безопасности, полагает, что полная автоматизация процесса вождения наступит не ранее 2025 года. В то же время он не советует строить иллюзий по этому поводу: «Часто говорят о 80 или 90% ДТП, причиной которых был человеческий фактор, однако никто не приводит цифр, говорящих о том, сколько ДТП не случилось, именно благодаря человеческому фактору, то есть способности водить и думать за рулем». Исима Нагаока, специалист из японского Института исследования ДТП, замечает в этой связи, что полное искоренение дорожных происшествий может и невозможно, однако вполне реально избавить дороги от ДТП смертельным исходом уже к 2035 году.