Больше получаешь – больше платишь

Два дня назад депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Дегтярев предложил «привязать» размер штрафа за нарушение ПДД к стоимости автомобиля. Такая практика – давно не новость, тем не менее, мы решили выяснить, от чего зависят штрафы в разных странах Европы.

Объяснить, почему российские законотворцы с упорством, достойным лучшего применения, пытаются ввести дифференцированную шкалу дорожных штрафов, поставив ее в прямую зависимость от стоимости автомобиля – крайне затруднительно. Если уж на то пошло, куда логичнее «привязываться» не к ценнику, а к размеру последнего задекларированного дохода нарушителя, как это сделано в некоторых европейских странах. Но даже в этом случае, на практике полноценную дифференцированную шкалу не используют: как правило, эта система включается, когда речь идет о серьезном нарушении – значительном превышении скорости или вождении в нетрезвом виде. В остальных же случаях применяются фиксированные штрафы.

Германия

Формально, Германия использует фиксированную шкалу. За превышение скорости на 60 км/ч, к примеру, с вас сдерут не больше 500 евро. Столько же стоит попасться местным стражам правопорядка с 0,5 промилле в крови. Однако, если вас уже ловили пьяным до этого момента, или концентрация алкоголя превышает 1,6 промилле, штраф вырастет до 3000 евро. Проезд на красный сигнал светофора также может влететь в копеечку – от 90 до 360 евро. И не стоит забывать про штрафные баллы – пара серьезных нарушений и вам придется заново сдавать на права.

Италия

Италия в плане дорожных штрафов – одна из самых «скользких» стран Старого Света. Во-первых, итальянцы одними из первых освоили двухкомпонентные радары, измеряющие среднюю скорость машины на отдельном участке дороги, что позволило выписывать штрафы даже за превышение средней скорости в 2-3 км/ч. Во-вторых, чтобы вы не нарушили, размер штрафа будет напрямую зависеть от настроения полицейского и от того, насколько хорошо он к вам расположен. Например, превышение скорости на 60 км/ч и более предполагает вилку от 680 до 31120 евро. Сколько выписать, решит страж порядка. С вождением в нетрезвом виде все немного сложнее: 0,5 промилле – штраф от 500 до 2000 евро, 0,8 промилле – штраф от 800 до 3200 евро, 1,5 промилле и выше – штраф от 1500 до 6000 евро и лишение права управления автомобилем на срок от года до двух.

Остальные штрафы, впрочем, также предполагают небольшие вилки: проезд на красный – от 150 до 600 евро, не пристегнутый пассажир или водитель – от 75 до 300 евро, парковка в неположенном месте – от 20 до 75 евро.

Франция

В принципе, французский подход мало чем отличается от российского – формально размеры штрафов зафиксированы. Красный свет – 90 евро, не пристегнутый ремень – 135 евро, парковка – от 10 евро и выше, в зависимости от тяжести деяния… Все прозрачно даже с «пьянкой» – 135 евро при условии, что в крови от 0,5 до 0,8 промилле. Если порог превышен, то 4500 евро и лишение прав на три года.

Превышение скорости на 60 км/ч – 1500 евро. Тем не менее, пару недель стало известно, команду ведущих «Top Gear», снимавшую сюжет в южной Франции, не только оштрафовали, но еще и прав лишили, восприняв превышение в 50 км/ч, допущенное англичанами, как откровенное хамство.

Великобритания

Сами британцы, впрочем, как и французы, придерживаются того же принципа наложения взысканий. Если не учитывать типично лондонские заморочки с платным въездом в центр города, тут все довольно просто. Превышение на 60 км/ч и более – до 1000 фунтов в населенном пункте, и до 2500 фунтов на трассе. Нарушение, как правило, фиксируется автоматически, а позже водитель получает квитанцию с определенной суммой. Но в данном случае стоит учитывать, что английские камеры штрафуют даже за превышение в 1-2 мили в час, из-за которых нарушителю придется расстаться с суммой в 70-80 фунтов.

«Пьянка за рулем» (выше 0,8 промилле) – 3000 фунтов, парковка – 40 фунтов, ремень – пятьсот… Однако проезд на «красный» стоит весьма серьезно – 1800 фунтов.

Швеция

В Швеции – одна из самых сложных систем начисления штрафов, которая зависит не только от тяжести нарушения, но и от статуса дороги, на которой оно было совершено. Да и стражи порядка там отличаются принципиальностью. Известна масса случаев, когда местная полиция штрафовала за скорость даже гонщиков WRC, которые на своих «боевых» машинах переезжали от одного допа к другому. По обычным дорогам на таких авто ездить нереально, но это никого не волновало – суммы, в итоге, фигурировали весьма приличные.

Так вот, превышение скорости от 1 до 40 км/ч, совершенное на дороге, где режим ограничен 30 или 50 км/ч (то есть – в населенном пункте), будет стоить от 2000 до 4000 шведских крон. То же нарушение за городом – от 1500 до 4000 крон. При этом, превышение выше 40 км/ч в обоих случаях предусматривает заведение судебного дела. И тут в действие вступает шведское правосудие, которое может назначить минимальный штраф, а может пойти на принцип и увеличить максимальную сумму на порядок, а то и два.

Зато скандинавы не делят участников движения на правых и левых. Красный свет светофора – красный для всех, будь то машина, скутер или велосипед. Просто водитель авто заплатит за свое нарушение 3000 крон, а остальные – по 1,5 тысячи. То же касается нарушения правила «правой руки»: автомобили – 2 тысячи, остальные – по тысячи с носа.

Не пристегнутый ремень для взрослых при этом стоит 1,5 тысячи крон, для ребенка – 2,5 тысячи. Обгон в неположенном месте – «трешник», не уступил дорогу под соответствующим знаком – 2000 крон, не исполнил требование знака «стоп» – 2,5 тысячи для авто и 1,5 тысячи для остальных…

Норвегия

Норвегия – одна из самых жестких к нарушителям ПДД европейских стран. Во-первых, там отсутствует допустимый предел превышения скорости, то есть попасть можно даже за 1 км/ч. В итоге, превышение до 5 км/ч обойдется в 600 местных крон (10 крон – 1,2 евро), 6-10 км/ч – 1600 крон и т.д. Мало того, если вы превысите скорость больше чем на 25 км/ч в населенном пункте, больше чем на 35 км/ч на дороге, где скорость ограничена 70 км/ч, и на 40 км/ч там, где разрешено двигаться со скоростью 90 км/ч, вы однозначно лишитесь прав. А, может быть, даже свободы. Последнее, впрочем, может быть заменено общественно-полезными работами.

И не стоит думать, что это все. Норвежцы штрафуют даже за неправильное использование указателей поворота – 2000 крон. Притом, езда по полосе для общественного транспорта (если у вас не электромобиль, конечно) или по дороге с односторонним движением против хода стоит 4200 крон. Езда по тротуару или велосипедной дорожке – 3200 крон, неправильный обгон или игнорирование требования знака «уступи дорогу» – по 5200 крон за каждое нарушение, красный свет – 5000 крон.

В общем, норвежцы ездят весьма аккуратно, и понятно почему. Впрочем, это не мешает случаться казусам, вроде того, что произошел в начале января. Норвежцы оштрафовали шведа на 8000 крон за то, что у его грузовика были неполадки с тормозами, позже тот получил уведомление, что штраф снижен вдвое, поскольку шведы зарабатывают меньше норвежцев…

Финляндия

Вот соседняя Финляндия – та самая страна, с которой нашим законодателям следовало бы брать пример в первую очередь. Именно тут штрафы привязаны к уровню дохода «клиента». Притом, касается это абсолютно всех, а не только злостных рецидивистов, откровенных дорожных хамов, которые явно плевали на ПДД.

Например, превышение на 60 км/ч «стоит» от 115 евро, но это минимальный порог, так как реальную сумму установит полиция, исходя из последнего зафиксированного декларацией дохода. Известен случай, когда одному из топ-менеджеров «Nokia» удалось снизить штраф со 116 до 6 тысяч евро. Однако, для этого ему пришлось доказать, что его современный уровень дохода гораздо ниже задекларированного. Максимальный, зафиксированный, в том числе и книгой рекордов Гиннеса, штраф – 170 000 евро – был наложен на миллионера Юсси Салоноя в 2004 году, за то, что тот двигался по Хельсинки со скоростью 80 км/ч. Он подал апелляцию в суд и снизил сумму до 100 тысяч евро. Другому такому «гонщику» – Яри Сарасвуо в 2009 году повезло куда больше. Его поймали с двойным превышением там, где все обычно ездят не больше 50 км/ч. Итог – 150 тысяч евро, тем не менее, с помощью суда он снизил сумму в десять раз.

И, заметьте, это касается только превышения скорости. На самом же деле к доходу нарушителя в Финляндии привязаны и штрафы за вождение в нетрезвом виде (в качестве дополнительного наказания тут возможно и лишение свободы), и за проезд на красный свет. Спрогнозировать можно лишь наказания за неправильную парковку (от 10 до 40 евро) и за не пристегнутый ремень безопасности – 35 евро в любом случае.