Европа по-прежнему крайне пессимистична

Руководители крупнейших автомобильных компаний пока не уверены в том, что спад на европейском авторынке окончательно преодолен. По прогнозам спрос в регионе в этом году вырастет на 3%, но какой ценой?!!

Цена, к слову, является тем камнем преткновения, который не позволяет говорит об окончательной победе над кризисом. Сразу несколько руководителей крупнейших европейских компаний, опрошенные изданием «Automotive News», считают, что главной причиной роста продаж, который фиксируется уже шестой месяц подряд, является активное дисконтирование и ценовые войны.

Реальное количество завершенных сделок примерно на 20 процентов ниже, чем до кризиса, а учитывая довольно шаткое экономическое положение в большинстве стран, даже эти достижения могут одночасье превратиться в ничто. Еще один важный момент, озвученный, кстати, Серджио Маркионне, заключается в том, что восстановление в большей степени обусловлено активностью корпоративных клиентов, но не потребительским спросом. Так что, по словам главы «FIAT-Chrysler», рапортовать о реальных успехах пока очень рано. Примерно того же мнения придерживается и генеральный директор «Volkswagen» Мартин Винтеркорн.

Очевидно, что топы судят о перспективах исходя не только из внешней ситуации, но и руководствуясь внутренней информацией. Дело в том, что многие отраслевые аналитики при этом уже в открытую говорят о явных фальсификациях и подтасовках в дилерских отчетах. Особенно остро эта проблема проявилась в момент, в декабре и январе, когда продавцы, используя любые подручные средства, пытались поднять свои акции в корпоративной статистике. Эти приписки, в любом случае, были выявлены уже к концу февраля, так что компании теперь вынуждены немного корректировать ранее озвученные планы.

Тут важно учитывать еще и непосредственный фактор роста. Несмотря на то, что VAG заняла лидирующие позиции в нескольких сегментах, она так и не смогла добиться динамики, сравнимой с темпами роста рынка. То же касается BMW , «Toyota», «Hyundai» и KIA. «Ford», GM, FIAT, а также обе компании, входящие в PSA, при этом продолжают терять клиентов даже сейчас.

В итоге, свои доли по итогам 2013 года смогли увеличить лишь «Renault» и «Daimler». Первые – за счет «Dacia» и недорогих моделей (малолитражки Clio и кроссовера Captur), реализуемых под материнским брендом, а вторые – благодаря отличному старту новых переднеприводных машин А и В-сlass.

Однако, спрос – далеко не единственная проблема, которую предстоит решать производителям. Перед ними по-прежнему остро стоит вопрос эффективности производства. Иными словами, мощности местных предприятий до сих пор примерно на 30% выше необходимого на данный момент уровня. Генеральный директор «Ford Europe» Стивен Оделл в интервью журналисту «Automotive News» рассказал, что несмотря на закрытие ряда заводов, совокупная мощность производства в регионе составляет 20 миллионов машин, хотя реальный спрос сегодня не превышает отметку в 14 миллионов. То есть, даже с учетом стабильного 3-процентного увеличения покупательской активности, на восстановление уйдет пять-семь лет.

Таким образом, политика дисконтирования будет продолжена, а скидки на машины, составляющие сегодня от 15 до 25 процентов сохранятся еще в течение двух-трех месяцев. Однако перспективы дальнейшего развития руководители крупнейших автомобильных компаний видят в оптимизации работы дилерских сетей.

В частности, «Renault» уже обкатала соответствующую программу в Австрии. По словам главы европейского офиса Стефана Мюллера, продажи в участвовавших в программе дилерских центрах выросли на 17%, тогда как у остальных этот показатель не превысил 9%. Но для этого пришлось установить индивидуальный план для каждого менеджера, а также кардинально пересмотреть программу клиентского обслуживания и поддержки. Тем не менее, это дало результат. В целом же, напомним, «Renault» удалось закончить 2013 год с 7-процентным ростом продаж, а также показать заметную прибыль, которая, к слову, смогла покрыть убытки от сотрудничества с АВТОВАЗом.