Автожизнь в Крыму: особенности переходного периода

Эйфория от присоединения Крыма к России хотя и не теряет тот градус, что наблюдался собственно в момент перехода под новую юрисдикцию, но озабоченность крымчан уже на лицо. Особенно моторизованных.

Ситуация в этом субъекте РФ действительно складывается непростая. Прекращение ж/д сообщения с метрополией по вине украинских самозванцев, ограничение ими же снабжения республики водой. А теперь вот и подорожание топлива…

«Овес» в Крыму нынче дорог

Сегодня литр 92-го стоит в Крыму чуть более 40 рублей против 31-33 в России. Причина понятна — на цену влияет кружной путь, который проделывают автовозы, на долго при этом зависая на паромной переправе. Проблему могла бы снять морская доставка нефтепродуктов и не совсем понятно, почему этим вопросом соответствующие ведомства не озаботились сразу. Правда, свою нерасторопность московские чиновники обещают исправить буквально за две недели.С другой стороны, сообщает Федеральная антимонопольная служба, некоторые местные «короли бензоколонок» завышают цены совершенно необоснованно (интересно, кому принадлежат задирающие цены АЗС?).

А какие у вас «права»?

Впрочем, это не единственная проблема моторизованных крымчан. Довольно скоро они столкнуться и с другой — заменой водительских удостоверений и регистрационных документов на автотранспорт. Точнее — могут столкнуться, учитывая крайний непрофессионализм отечественной ГАИ, которая на днях заявила о начале процедуры обмена. Нет, пока никакого ажиотажа в этом вопросе не наблюдается. Дело в том, что еще совсем незначительная часть местных жителей получила российские паспорта, без которых невозможно получить новые водительские «корочки» и другие автодокументы. А сегодня главный документ гражданина страны выдают в первую очередь чиновникам местных администраций, сотрудникам крупных организаций, отвечающих за жизнеобеспечение полуострова, работникам медицинских и образовательных учреждений (все в плановом режиме, без истерики). То есть основная масса людей пока ждет и очередей в регистрационно-экзаменационные подразделения местной автоинспекции не наблюдается. И, как сообщили порталу «АвтоВзгляд» в ГУОБДД МВД РФ, все необходимое оборудование-программное обеспечение для выдачи «прав», свидетельств о регистрации и т.д. в Крым завезено в полном объеме, а крымских коллег во всю консультируют специалисты из других российских регионов. И очень хочется верить, что 1 января 2015 года, когда закончится переходный период, мы не услышим гаишных оправданий на тему, почему у местных МРЭО собираются очереди. Хотя проблемки возникают уже сейчас. Так, местные блогеры утверждают, что после 14.00 в том же Севастополе прием граждан для перерегистрации авто прекращают. А счастливчикам выдают жестянки с кодом 777, а не с севастопольским 92. Но приятно, что и номера, и все документы меняют бесплатно.

И другие официальные бумаги

Чего не скажешь о «сопутствующих» бумагах типа полиса ОСАГО или медсправки. Кстати, тут не совсем понятно, почему в перечень документов, необходимых для перерегистрации т/с, ГИБДД не включило полис ОСАГО. Возможно, его наличие подразумевается априори, но, думается, список требуемых госструктурой для совершения того или иного акта документов должен быть исчерпывающим. Но вернемся к ОСАГО.

Сегодня полис «автогражданки» для «среднестатистического» авто В-класса обойдется крымскому автовладельцу в 1100-1200 рублей, С-класса — примерно в 1500-2000 рублей (дешевле, чем большинству остальных россиян). При этом один из крупнейших российских автостраховщиков обещает заменить его после перерегистрации машины бесплатно. Причем до 1 января 2015 года все транспортные средства, кроме коммерческого транспорта, освобождены от обязательного технического осмотра. Условия более, чем щадящие. Главное, чтобы не случилось, как в других субъектах федерации, где страховщики сплошь и рядом стали отказывать гражданам в продаже полисов без приобретения дополнительных страховых услуг. Кстати сказать, РСА подчеркивает, что «уже заключенные украинскими страховщиками договоры ОСАГО признаются действующими на всей территории России до окончания срока их действия. Компенсационные выплаты будут выплачиваться, если украинские страховщики ОСАГО откажутся или не смогут выполнять обязанности по выплате страхового возмещения по ДТП, произошедшим в период до 16 марта 2014 года, но не урегулированных до указанной даты, а также случившимся после 16 марта 2014 года». Беда только в том, что добиться компенсационных выплат от РСА не всегда получается даже у «старых россиян», а уж как могут мурыжить в этом профсоюзе страховщиков «россиян новых» — даже представить страшно.

Другой до конца не разъясненный вопрос, жарко обсуждаемый на местных автофорумах, — медсправка. Сейчас она стоит в Крыму примерно 800 рублей (в Москве — 1500, в Тамбове — 1800, в Иркутске — 2000), но явно подорожает, поскольку ее цена главным образом зависит от стоимости изготовления. Беда еще и в том, что бланков нового образца в регионе нет до сих пор. Но если медицинская комиссия пройдена после 21 марта 2014 года, то медсправка должна быть выдана уже в соответствии с требованиями российского законодательства.

…Проблем, повторимся, на полуострове много. Главное, чтобы министерства и ведомства сумели решить их оперативно, не демонстрируя свою обычную неповоротливость и незаинтересованность жизнью простых граждан страны. Но, в конце-концов, сумели же они — пусть и при явных издержках — блестяще провести Олимпийские игры в Сочи, хотя сомневающихся хватало. А ведь «проект Крым» покруче будет.