Нельзя купить – возьмем в аренду

Беспрецедентная акция – Maserati за полцены! Итальянское правительство в целях экономии выставило на eBay более полусотни министерских авто. Нам бы тоже такую распродажу инициировать, но российские чиновники к такому повороту уже подготовились.

Коррупция и злоупотребления служебным положением в чиновничьих рядах – проблема планетарного масштаба. В начале года китайцы объявили о результатах первой волны национальной кампании по снижению расходов – там за весь 2013 год были привлечены к ответственности 182 тысячи госслужащих, транжиривших народные деньги. В 2014-м стартовала вторая волна – вслед за сокращением бюджетов на представительские расходы, китайским чиновникам запретили покупать иномарки.

Учитывая, какими темпами развивается сегодня автопром Поднебесной, к серьезному снижению расходов это не приведет, но там хотя бы местных производителей поддержат. У нас, к слову, пытаются сделать что-то подобное, но платить при таком раскладе государство все равно будет иностранцам – губернаторы и депутаты просто пересядут с «Мерседесов» и Audi на BMW, которые сегодня собирают на калининградском «Автоторе». Но это предприятие работает по контракту, то есть прибыль все равно уходит в Германию, а уже оттуда немцы расплачиваются со российским «гаечным ключом».

В общем, в России подобные меры не сработают – своего автопрома у нас уже практически нет, а то, что осталось, так или иначе, переводится на контрактные рельсы. Нам в таком случае куда проще и, что важнее, выгоднее пойти по другому пути – запретить чиновникам покупать дорогие лимузины, установив либо определенный ценовой порог, либо определив максимальный класс автомобиля, а нынешние «членовозы» распродать.

Именно этим сегодня и занимается итальянское правительство. Как сообщает агентство AFP, на электронные торги выставлено 52 машины, числившиеся за различными ведомствами. Первые сделки уже пополнили казну на 370 тысяч евро. Но до главных лотов дело еще не дошло. С молотка пока уходят относительно бюджетные авто – Alfa Romeo, Audi, Lancia... Однако на подходе аукцион, который организует минобороны, а оно обещает выставить девять Maserati.

Кто пользовался этими машинами раньше, естественно, не объявлено, тем не менее, определенные вопросы у правоохранительных органов на этот счет должны возникнуть: все-таки министерство обороны – не институт благородных девиц. Ему в принципе достаточно одного лимузина для встречи вип-персон, глава ведомства при этом вполне может обойтись, например, минивэном. Более бюджетно и меньше в глаза бросается. Тем более, это сегодня достаточно модно.

Впрочем, у слуг народа всегда есть на этот счет миллион отговорок. В ход идет даже байка о необходимости «поддержать престиж страны перед иностранными партнерами». Не знаю, пользуются ли ей в итальянских министерствах и ведомствах, но российские слуги народа «включают» эту пластинку когда остальные их аргументы уже опровергнуты. Хотя, меня, как рядового налогоплательщика, лично меня крайне беспокоит вопрос не целевого расходования средств из бюджета. Пополняется ведь он в основном за наш с вами счет. А учитывая далеко не цветущее состояние национальной экономики, отказ от дорогих машин за раз сэкономит прядка 10 миллиардов. На пенсии их, конечно, не хватит, но отдельно взятый регион (не самый населенный, разумеется) вполне мог бы пару месяцев платить из этих денег зарплату всем своим бюджетникам, или, например, расселить хотя бы часть очередников.

Но кто же добровольно пожертвует собственным комфортом. Тем более, когда касается он вполне конкретной пятой точки, которую человек холил и лелеял с самого рождения? В общем, чиновники изо всех сил противятся любым законодательным инициативам на этот счет.

К примеру, чуть больше полугода назад они в пух и прах разнесли предложение Навального установить верхнюю планку на отметке в 1,5 миллионов рублей. Кроме того, как только стало известно, что Минэкономразвития собирается ввести ограничения на покупку служебных авто, сайт госзакупок в буквальном смысле взорвался от обилия аукционов на поставку далеко не самых бюджетных внедорожников.

Но и это не все, с начала года власти регионов начали «обкатывать» схему, которая позволит им не только обойти все законодательные препоны, но и весьма серьезно погреть на этом руки. И в ней нет ничего заумного, это даже не двухходовка – банальная аренда. Проблема в том, что промежуточным звеном в данном случае будет собственник, который сможет устанавливать любую стоимость за пользование принадлежащей ему машиной, хоть 50 тысяч евро в день. И кому какое дело, что он по неведомой многим причине оказался единственным участником аукциона, который вовремя и правильно оформил документы. А то, что он при этом будет являться, скажем, племянником губернатора или дядей президента республики – так, несущественные мелочи. В конце концов, он же ничего не нарушил... Зато чиновник получил вожделенный лимузин. А то, что платить за него он по-прежнему будет из бюджета - производственная, так сказать, необходимость. На кону ведь не что-нибудь, а престиж государства!