Кривой и горбатый

Автомобильный дизайн – вещь спорная, а на вкус и цвет товарищей вообще нет. Однако умелый маркетолог способен одним пресс-релизом превратить откровенную машину-фрика в «белого лебедя». Поглядим на то, как дизайнеры справляются с трудностями в эпоху унификации и удешевления всего на свете.

Начнем, пожалуй, с модных тенденций. Электрокары Mitsubishi i-MiEV и Nissan Leaf могут сколь угодно называть самыми экологичными машинами на планете, но их дизайн заставляет нас уверовать в то, что автомобили с нулевым выбросом CO2 не самая приятная вещь на планете. Лучше сходить в лес подышать свежим воздухом. Mitsubishi i-MiEV выглядит как рисунок детсадовского ребенка – после этого любая Lada Kalina покажется образцом дизайна, от одного вида которого все сотрудники ателье «Pininfarina» съедят свои шляпы. Nissan Leaf ничем не лучше: его рисовали будто с похмелья, когда в голове нет ни одной идеи, но нужно выполнить наказ руководства о как можно более низком коэффициенте аэродинамического сопротивления. Когда дизайнеры поняли, что на электрокаре можно реально заработать, а покупать «это» никто не будет, они создали BMW i3.

Но до этого в том же BMW сами рисовали машины незаточенными карандашами. В декабре 2014 года компания начнет продавать второе поколение внедорожника X6, и он выглядит еще туда-сюда. Но первая генерация при взгляде прямо на ее зад похожа на неповоротливого морского льва: высоко задранная корма сплошным куском металла вздымается ввысь и оканчивается крошечным задним стеклышком, как у купированного бульдога. Sport Activity Coupe мало того что величиной с дом, так еще и задние пассажиры ростом выше среднего вынуждены биться головой о потолок. Та же самая проблема с «пятой точкой» BMW 5 Series GT, которая напрочь изуродовала понятие хэтчбек.

Вот что поразительно: BMW, кажется, может выпускать любые типы автомобилей вплоть до тракторов – покупатели все равно будут уверены в том, что даже на поле с пшеницей это самое управляемое транспортное средство в мире. Что дозволено баварцам, могут повторить немногие. Трюк а-ля 5 Series GT попробовала исполнить марка «Honda» и выпустила на свет модель Crosstour. Этот тип кузова, может, и поспорит по универсальности с кроссовером, а по вместительности – с универсалом, однако его необычность больше пугает, чем притягивает.

Nissan Juke часто называют пионером в классе кроссоверов класса B, однако его внешность однозначно устраивает только его владельцев. Присмотритесь внимательней: этот автомобиль сделан великолепно – вогнут и выгнут там, где надо, выглядит как маленький внедорожник, при этом мускулист и спортивен. Виноваты всего лишь фары! Именно они портят весь внешний вид, потому что воспринимаются как противотуманки, а те блоки, что кажутся фарами, на самом деле являются парковочными огнями. Из-за этого создается впечатление, что Juke увидел самого себя в зеркале и от удивления выпучил глазищи. Кроссоверу повезло, и он оказался довольно востребованным, на фоне чего дизайнеры Citroen и Jeep, не сговариваясь, нарисовали C4 Picasso и Cherokee со схожей идеей оформления «морды».

В «Audi» другая проблема: там всерьез думают, что если навешать абсолютно на все модели одинаковые фальшрадиаторной решетки, то это будет выглядеть круто. Они ошибаются: круто то, что это «Audi», что это премиум и что это quattro, а вот этот самый «щит» от капота до нижней «губы» бампера не позволяет отличить один кроссовер марки от другого или угадать, какой именно «Audi» седан проехал мимо вас, не включив поворотник. В армии говорят: «Что однообразно, то небезобразно», а дизайнеры называют это корпоративным стилем, способствующим узнаваемости марки.

Хорошо тем, кто рисует автомобили, которые играют в самой высшей лиге. Например, Rolls-Royce Phantom дизайн вообще не нужен: чемодану на колесах пришлось лишь вырезать окна и добавить фары с фонарями. Но даже этого дизайнеры сделать толком не смогли – просто нарисовали два прямоугольника и два кружка спереди. А знаете, что они придумали во время рестайлинга, когда без светодиодных дневных ходовых огней машина стоимостью несколько сотен тысяч евро смотрелась уже как издевательство? Они просто воткнули внутрь светодиодную полоску, превратив эти «глаза» в щенячий прищур.

Наверное, это такая фишка у супердорогих лимузинов, но когда в «Bentley» решили отнять часть клиентов у «Rolls-Royce», они создали седан Mulsanne. Похоже, что когда он первый раз посмотрел на себя в зеркало, то увидел позади еще и Nissan Juke, иначе как объяснить столь широченные глазницы фар у модели и этот невероятно широкий «рот», образованный нижней фальшрадиаторной решеткой? Нарисуй какой-нибудь второкурсник кафедры дизайна МГТУ «МАМИ» подобное – был бы поднят на смех всем российским автомобильным сообществом. В случае с Bentley еще как прокатывает. Правда, концепт кроссовера EXP 9 F испугал зажиточный народ настолько (в том числе и названием), что его дизайн все же решили изменить.

Если вы не согласны с вышеизложенным, то пожалуйте вниз к комментариям и ответьте нам: какой из современных автомобилей вы считаете некрасивым?