Заводы китайских автопроизводителей поглотят Россию

Китайская автомобильная индустрия получила еще один шанс на покорение России: война санкций ставит крест на расширении текущих площадок автостроителей из Европы, Японии и США. Какие китайские автокварталы появятся в ближайшем будущем в нашей стране?

«Все то, против чего враг борется, мы должны поддерживать, а против всего того, что враг поддерживает, мы должны бороться». Эта фраза принадлежит великому вождю китайского народа Мао Цзэдуну и сейчас настало время ею воспользоваться. В случае расширения перечня запретов, политика санкций, избранная Западом, может сильно повлиять на номенклатуру российских автозаводов. Правительство, ранее активно оказывавшее поддержку бизнесу из Европы и США, может повернуться спиной к Евросоюзу и другим членам НАТО, устремив свой взор в сторону Азии. В таком случае автомобильная карта России будет основательно перерисована.

В 2013 году доля импортируемых в РФ машин составила 29,3%. При этом если говорить о внутреннем производстве, то15,1% пришлось на отечественные модели, спрос на которые упал сразу на четверть, а 54,6% – на иномарки российской сборки. Последняя цифра выглядит очень сладкой для любого зарубежного инвестора в сфере автобизнеса — это огромный рынок сбыта. Но почему китайцы до сих пор не заполонили все российские автосалоны? Причин тут много и проблемы с качеством — лишь поверхность огромного подводного камня.

До 2008 года китайские фирмы плодили крупноузловые сборочные предприятия чуть ли не на задних дворах колхозных дилерских центров. В год кризиса российские власти ввели новые таможенные пошлины на автомобильные кузова в размере 15%, но не менее 5000 евро. Это напрочь погубило весь бизнес по дистрибуции китайских машин в РФ, но он быстро воспрянул и теперь объемы продаж «китайцев» значительно превышают докризисные показатели. На данный момент в России представлено 11 брендов, самые крупные из них — Lifan (продано 12 011 машин в 2014 году), Geely (10 671 машина), Chery (10 369 авто) и Great Wall (9 403 автомобилей). И их станет только больше после Московского международного автосалона.

Докризисные игры китайцы закончили, теперь их намерения куда серьезней. В понедельник, 25 августа 2014 года, пресс-служба администрации Тульской области сообщила о начале строительства завода Great Wall общей стоимостью 520 миллионов долларов США. В 2017 году завод заработает, а к 2020 году китайское предприятие должно выйти на уровень 150 000 автомобилей в год, притом что за весь 2013 года Great Wall продал в России 19 954 машины. Сюда надо добавить, что сборка китайских внедорожников и пикапов уже идет в Гжели из кузовов, изготовленных на черкесском Derways, а также в Липецкой области совместно с российским партнером-дистрибьютором «Ирито».

На днях соглашение о строительстве завода в Калужской области было подписано с компанией Lifan. Этот автосборочный цех обойдется значительно дешевле — в 150 миллионов долларов США. Максимальная мощность составит 100 000 машин в год. Lifan хоть и был успешнее Great Wall (продано 27 467 автомобилей), но до намеченной цели этой фирме придется еще идти и идти. Пока строится завод, в Черкесске на заводе Derways с 2010 года идет крупноузловая сборка моделей Lifan Solano, Smily, Cebrium, Cellya и X60.

Это первые предприятия, которые будут принадлежать полностью китайским автокомпаниям. Derways приютил и других «китайцев»: в марте 2014 года началась сборка автомобилей марки Brilliance, а вскоре будет налажен выпуск Сhery Bonus 3 и Tiggo 5. Машины этой марки в 2008 году были изгнаны с калининградского «Автотора». Там же, в Черкесске, за одной из стен собирается пока единственный кроссовер тайваньской фирмы Luxgen.

На автосалоне дебютируют новые китайские бренды Haval (принадлежит Great Wall) и Dongfeng. Сколько еще фирм из Китая прибудет в нашу страну из-за сложностей с Западом, пока неизвестно. Экспансия вновь набирает обороты, а политическая ситуация в мире этому только способствует.