Авторынок и цены: иначе и быть не могло

Начало ноября ознаменовалось новым повышением ценников на новые авто. Многие восприняли это событие чуть ли не как начало конца, хотя причин для пересмотра в последнее время хоть отбавляй, во всяком случае неожиданным его не назовешь.

Агентство «Автостат» намедни распространило информацию, согласно которой два с половиной десятка брендов, работающих в России, увеличили отпускные ценники на новые авто. Притом, «черный» список попали не только относительно бюджетные производители, но и люксовые марки.

Последние, судя по новостям, приходившим в последние несколько месяцев, чувствовали себя очень даже неплохо. Продажи, разумеется, падали и в этом секторе, но не настолько сильно, чтобы спровоцировать панику. Lexus же по итогам девяти месяцев и вовсе умудрился превзойти свой же прошлогодний результат. В любом случае, премиум-сегмент падал в два раза медленнее рынка. Тем не менее, в списке его представители фигурируют наряду со всеми.

Сей факт в очередной раз заставляет думать о жадности автомобильных компаний, о их неспособности или же банальном нежелании поддерживать спрос за счет собственных аппетитов. И все-таки это должно было случиться.

Во-первых, из-за падения курса рубля. Импорт, локализованное производство тех или иных моделей... Существенной роли в данном случае это не играет. Этот фактор влияет лишь на процент, на который вырос ценник конкретного авто. Для «наших» – 1-2%, для ввезенных – на 5-7%.

У каждой машины есть свой внутренний ценник, означающий сумму, которая должна быть перечислена непосредственному производителю после продажи. Не касается это, по сути, лишь АВТОВАЗа, ГАЗа, и УАЗа, но цены у них и не выросли... Остальные, как известно рассчитываются с головными офисами в твердой валюте – в долларах, евро, иенах или юанях, и офисы эти плевать хотели на экономическую ситуацию, сложившуюся на отдельно взятом рынке.

Россия до сих пор считается крупнейшей европейской площадкой, но в перспективе. Когда это произойдет – не совсем понятно, поэтому дарить деньги местным клиентам производители точно не станут. В конце концов, продажи на главных рынках Старого Света продолжают расти, весьма неплохо дела идут в США, в Китае... Поэтому производителям проще плюнуть на обваливающуюся Россию и на некоторое время забыть о ее существовании.

Пожалуй, стоит нам забыть и о скидках, которые в свое время поддержали и американский, и европейские рынки. В нынешней ситуации это как минимум бесполезно. Очевидно, что до дна мы так и не добрались, то есть, вероятнее всего, положение будет ухудшаться. А поскольку доходы потенциального потребителя падают вместе со стоимостью национальной валюты, велика возможность того, что он решит вложить свободные деньги во что-то более рентабельное – в недвижимость, землю, золото или в иностранные дензнаки, но не в авто, стоимость которого упадет на 20-30% сразу подписания договора о купле-продаже.

Кроме того, любая искусственная стимуляция спроса – явление временное, призванное подтолкнуть продажи, что логично, когда есть тенденции к росту. Но в России их сейчас, увы, не наблюдается. В Европе несколько лет назад это сработало, поскольку и автопром, и покупатели активно субсидировались национальными правительствами, наши же власти пока решились лишь на возобновление программы утилизации.

Третий фактор – смена модельного года. В октябре сборочные площадки всех без исключения производителей перешли на производство машин 2015 модельного года. Обычно этот переход остается для нас незамеченным, поскольку импортеры и дилеры имели обыкновение аккумулировать к этому времени определенное количество машин на складах, которых хватало до конца года, а после собирать «зависшие» авто с других рынков. Ими же, собственно, они торговали и после нового года. Теперь же поставлять автомобили впрок достаточно дорого. Кроме того, несколько предыдущих кризисных лет (в Европе) привели к некоторому снижению объемов, так что проблема перепроизводства сегодня не столь актуальна, как прежде.

Еще один момент: на рынке появилась масса довольно популярных моделей, либо только что перевыпущенных, либо прошедших плановый рестайлинг. Новые опции, новый облик, новое железо, новые технологии... Все это, увы, ведет к подорожанию, так что удивляться повышению цен на рынке, как минимум, глупо. Это все равно бы случилось, просто ситуация сложилась таким образом, что компании оттягивали сей печальный момент до последнего.

Над чем стоит задуматься, так это над тем, почему у некоторых цены остались неизменными. Например, в офисе Suzuki объявили, что до конца календарного года пересматривать прайс-листы не собираются. Есть на рынке и еще несколько отказников. Откуда они?!!

Но и тут все предельно банально. Вариантов два. Самый простой и вероятный – на складах зависло столько машин, что их хватит как минимум до января, а то и до февраля 2015-го. Опыт таких неспешных продаж есть, например, у Subaru, которая в начале 2014 года предлагала клиентам машины 2012-го...

Второй вариант – в ценник изначально заложили такую маржу, что запас ее прочности до сих пор не выбран. Таким образом, к слову, нам пытались продавать Chevrolet Malibu. За собранный в Узбекистане семейный седан уровня Camry американцы просили миллион с четвертью. А после, вместо того, чтобы признать ошибку, свалили все на «неудачный эксперимент» и на «попытку прощупать рынок», и убрали машину с рынка. Так что, никакого альтруизма...