Какие марки не выдержали российский кризис

Если по гамбургскому счету, то российский потребитель и не заметит, что в стране прекратятся продажи SEAT, Dodge и Luxgen: эти марки не пользовались у нас популярностью. Однако подобная судьба может ждать и другие бренды с низкими продажами и нелокализованным производством.

По российскому телевидению намного больше говорят о проблемах Украины, чем о собственном экономическом кризисе. А он налицо. Один из первых признаков кризиса в России – падение продаж автомобилей. Наш автомобильный рынок до сих пор относится к развивающимся, поэтому в хорошие времена продажи машин стабильно растут, чтобы насытить спрос. Но в тяжелый экономический период люди не готовы инвестировать в такие покупки.

По прогнозам Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, общее падение продаж новых автомобилей в России за 2014 год составит 12%. Просели все, даже самые популярные и массовые марки, даже премиум-сегмент, который обычно показывает рост даже в кризисные времена. Первые строчки продаж занимают самые дешевые автомобили – все как на подбор местного производства.

SEAT

И малоизвестная в России испанская марка SEAT, входящая в состав концерна Volkswagen и строящая машины на тех же немецких платформах, в такие времена автомобили продавать не может. Во-первых, компания не имеет местного производства и сильно зависит от курса евро. Во-вторых, там, где успешна Skoda, «Сеаты» традиционно продаются плохо – это признают сами представители компании. Составить себе репутацию и закрепиться на рынке, пока наблюдался рост, испанцы просто не успели. В-третьих, текущий модельный ряд марки плохо соответствует российским потребителям. У бренда нет кроссоверов, а это один из самых популярных и быстрорастущих сегментов на российском рынке, в частности – у самой активной покупательской аудитории. У бренда нет седанов, которые традиционно пользуются спросом на российском рынке. Бюджетный лифтбэк SEAT Toledo, аналог Skoda Rapid, не успел добраться до местных автосалонов. Остаются только хэтчбеки, а уж универсалы и минивэны – первые кандидаты на вылет. Также для SEAT в настоящее время приоритетнее сосредоточиться на европейском автомобильном рынке, на котором новые Leon пользуются значительным спросом. 

Всего за 2014 год SEAT продал в России 1324 автомобиля – в два раза меньше, чем в 2013 году. Импортировать автомобили из-за падения рубля в дальнейшем не имеет смысла, тем более с перспективой дальнейшего сокращения рынка. Так что в настоящее время заказы на новые SEAT уже не принимаются. Гарантийные обязательства, обслуживание и ремонт уже проданных машин возьмут на себя дилеры Volkswagen.

Дилеры, которые головной концерн обязал открывать шоу-румы SEAT в момент очередного прихода марки в Россию, оказались в значительном проигрыше. Тем более, что теперь им придется расформировывать штат и перепрофилировать автосалоны.

SEAT на российском рынке откровенно не везет. Впервые марка вышла на рынок в 1996 году, но кризис 1998 года поставил на испанских автомобилях крест. Следующий приход состоялся в 2003 году, но в 2005 продажи снова были прекращены из-за резкого ослабления рубля. Следующий этап пришелся на 2006-2008 годы – можно не напоминать, что случилось в 2008 году и как то отразилось на автомобильном рынке. И вот, наконец, период 2012-2014. Постоянные уходы и возвращения на репутации марки в РФ отражаются не лучшим образом.

Отметим, что буквально месяц назад «АвтоВзгляд» предположил, что SEAT Alhambra – один из кандидатов на уход с российского рынка. Тогда компания SEAT опровергло наше предположение.

Luxgen

В неудачное время пришел к нам и тайваньский люксовый бренд Luxgen, который в России для многих к тому же прочно ассоциировался с китайским автопромом. Три фактора – происхождение, отсутствие сформировавшейся репутации и высокие цены и предопределили провал марки на российском рынке в кризис. Первому кроссоверу Luxgen под названием 7 SUV за 1,32 млн. рублей не помогла даже сборка в Черкесске на заводе Derways. В октябре марка заявила о прекращении продаж – возможно, временном, производство в Черкесске заморожено, штат сотрудников сокращен до минимума.

Что до других китайских марок, то они настолько часто тасуются в колоде российского рынка, что многие даже не замечают приходов и уходов очередных претендентов. В ближайшее время мы снова можем кого-то недосчитаться.

Dodge

В августе о прекращении продаж в России заявил американский бренд Dodge. И перестал поставлять единственную модель – минивэн Journey. С таким богатым модельным рядом нет ничего удивительного в том, что в 2014 году продажи марки упали на 82% - это могло случиться и без кризиса. Аскетичная и консервативная модель с прожорливым двигателем стоимостью от 1,6 млн. рублей не выдержала конкуренции с огромным количеством более интересных автомобилей. 

Под ударом и сам Chrysler, которому и принадлежит Dodge. Головной концерн держится за российский рынок только ради Jeep. 

Возможно – FIAT

FIAT в России довольно успешно продает только коммерческие автомобили. С хэтчбеками 500 и Punto и минивэном Freemont, которые обласканы европейскими странами, у нас практически не покупают. За январь-октябрь 2014 года было куплено только 6100 автомобилей итальянской марки.

Частично – Peugeot и Citroёn

У французского концерна PSA Peugeot/Citroёn дела в целом идут не очень и не только в России. Уходить из РФ французы, конечно, не собираются, но модельный ряд намерены сократить. Уже подтверждено, что в России больше не будут продавать компакт Peugeot 107 и, возможно, его соплатформенник Citroёn C1. Имиджевое купе Peugeot RCZ также попал под сокращение штата.

В этих печальных событиях есть и положительные моменты для тех, кто не чувствует на себе влияния кризиса и не опасается его развития. На те модели, которые покидают российский рынок, сейчас либо уже действуют внушительные скидки, либо таковые вскоре будут предложены.