7475

Минпромторг уговаривает автопром не падать на 30%

Все таки удивительные и неповторимые люди руководят у нас промышленностью. Слезы патриотического умиления так и брызжут, когда глава Минпромторга вещает о грядущем «незначительном снижении» производства машин в 2015 году.
Изображение Минпромторг уговаривает автопром не падать на 30%

Демонстрируя уверенность и сдержанный оптимизм, глава российского Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что производство автомобилей в стране в прошлом году упало всего на 10%. «Вряд ли в 2015 году будет рост», – посетовал он. «Не уверен, что сохранится объем производства и продаж на стабильном уровне. Будет снижение, но не думаю, что оно будет существенное, — не более 10%», – пояснил промторговый руководитель. Сколько раз ни повтори слово «халва», во рту слаще не станет!

Вряд ли данная народная мудрость либо до сих пор не посетила разум министра. Значит, скорее всего, он пытается по-шамански «заговорить» уже вовсю бушующий в российской автомобильной отрасли кризис. Даже не особо сведущему в автопроме человеку видно: прошлогодний 10-процентный спад производства фактически начался лишь со второй половины года. В 2015 году «здравствуй, оп-па, новый год» начался уже 1 января и никаких серьезных предпосылок надеяться на улучшение во второй половине года ни у кого нет. За исключением Дениса Мантурова, разумеется. Он, оказывается, истово верует, что нынешние 45$ за баррель нефти – «дно» рынка. То есть рост цен на «черное золото» и непосредственно связанное с ней улучшение ситуации в российском автопроме должен начать буквально со дня на день. Это при том, что все нефтепроизводители в мире только и говорят, что о своих планах наращивания добычи и снижении спроса на их продукцию. Можно, конечно, убаюкаться сладкими грезами Мантурова. Но вот беда: экономика в сказки не верит. Только население России, да и то не каждый раз.

На самом деле нас ожидает куда более сокрушительное падение производства машин в стране. В сухом остатке оно зависит только от одного: от спроса на авто. А его перспективы выглядят, мягко говоря, кисловато. Главный удар по нему нанесли банкиры. Не секрет, что доля кредитных авто в общей массе покупаемых согражданами машин до последнего времени находилась на уровне примерно 50%. То есть половина авторынка России зависела от автокредита. Банки сейчас и в обозримом будущем кредитовать население не особо горят. С другой стороны, после того как Центробанк поднял свою ключевую ставку до 17% годовых, стоимость автокредита взлетела с 20% до 35-50%.

Фактически, это означает смерть автокредитованию. Таким образом, почти половина объема российского авторынка говорит нам «пока-пока»! Следующий могильщик российского автопрома называется «курс рубля». Даже главный игрок в самом массовом, бюджетном, сегменте российского авторынка, АвтоВАЗ, объявил на днях о росте цен на свою продукцию, в среднем, на 9% по сравнению с уровнем декабря 2014. Новые иномарки подорожали в последнее время, также, в среднем, на 10-20%. Ежу понятно, что зарплаты большинства российских потенциальных покупателей в этом году явно не вырастут. Народ, судя по опросам всяческих социологов, уже вовсю экономить на еде и одежде начинает. Не до новых машин сейчас!

Судя по тому как развивается ситуация в экономике страны, даже проводить аналогии с корчами российского авторынка 2009-го года в году 2015 будет некорректно. Тогда, напомним, он упал почти на 50% – до 1,466 млн проданных за год новых машин – с 3,2 млн. в 2008. В 2014 году в России было продано 2,34 млн. машин, почти столько же, что и в относительно благополучном 2013. В 2008 году проблемы к нам пришли со стороны финансовых институтов. Случилось и катастрофическое как и сейчас падение цены на нефть: сейчас со 120$/баррель до 45$/баррель, тогда со 140 до 30. Но тогда не было «сланцевой революции» в США.

Теперь Америка уже не главный потребитель нефтепродуктов, а мощный экспортер! И никаких международных санкций, давящих на российские банки тогда тоже не было. Поэтому, собственно, уже во второй половине 2009 российский авторынок продемонстрировал устойчивое восстановление. В 2015 году о тогдашних тепличных условиях можно даже и не мечтать. Рубль, видимо, и дальше будет слабеть, поскольку дешевая нефть – это надолго. «Украинские» санкции, скорее всего, – тоже. Поэтому 50-процентное падение российского авторынка и 30-процентное – производства автомобилей в стране можно смело считать за счастье. Что бы там ни «пели» сладкоголосые деятели из правительства – это, похоже, стало их основным занятием в последнее время.