9038

Почему увеличение штрафа для пешеходов-нарушителей не даст результатов

Общественная палата предложила удвоить штрафы для пешеходов. Но, как мы выяснили, и эта мера слишком мала с точки зрения справедливости наказаний для них и для водителей. И бесполезна в плане повышения безопасности на дороге.
Изображение Почему увеличение штрафа для пешеходов-нарушителей не даст результатов

 Общественная палата РФ по безопасности предложила ужесточить наказание для нарушающих ПДД пешеходов. Сейчас статья 12.29 КоАП за «нарушение правил дорожного движения пешеходом» грозит последнему штрафом в 500 рублей. А статья 12.30 КоАП предполагает для «пешика» штраф в размере 1000-1500 рублей, если из-за него произошло ДТП с причинением «легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего».

Общественники предлагают депутатам увеличить штрафную «вилку» для «безлошадных» участников дорожного движения с 500-1500 рублей до 1000-3000 рублей. Ход мыслей, как говорится, верный. Пешеходы у нас являются полноправными участниками дорожного движения, как и водители. Значит и за свои проступки, тем более ставшие причиной чьих-то травм, они должны нести адекватное наказание. Однако инициатива общественников представляется всего лишь маленьким шажком в сторону истинного равноправия между моторизованными и пешими участниками движения с токи зрения преступления и наказания. Судите сами.

Для водителей по статье 12.24 КоАП сейчас за нарушение ПДД, повлекшее «причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего» полагается далеко не 1500 рублей штрафа, как пешеходу. За «легкий вред здоровью» он заплатит 2500-5000 рублей и 10 000-20 000 — за повреждения «средней тяжести». Ну, и лишится «прав».

Почему, спрашивается, два равноправных (по идее) гражданина России – пешеход и водитель – за причинение, фактически, одинакового «среднего вреда здоровью» должны нести разную ответственность: один на 1500 рублей, а другой – на 20 000 рублей? Да, водитель может причинить вред, находясь за рулем «средства повышенной опасности» – машины. А в арсенале «пешика» имеется лишь возможность спровоцировать ДТП своим поведением. Какая разница жертве аварии, кто именно ее организовал, если результат одинаков? Примитивный здравый смысл подсказывает, что за одно и то же правонарушение должно полагаться одно и то же наказание.

Пешеход, устроивший ДТП с пострадавшими, платит в 10 раз мениший штраф, чем виновный в аналогичном правонарушении водитель. 

Однако додуматься до этой простой мысли (или озвучить ее) у представителей Общественной палаты по безопасности не хватило то ли ума, то ли смелости. Существует еще один аспект ДТП по вине пешеходов. Подобных аварий с пострадавшими у нас, кстати, почти 13% от общего числа. Нынешнее законодательство обязывает водителя компенсировать вред здоровью «пешику», даже если тот специально бросился под колеса авто в месте, где переход дороги запрещен. Просто потому, что водитель управляет «средством повышенной опасности».

Для закона не важно, что пешеход в данном случае – «сам себе злобный Буратино», а водитель абсолютно не виновен. Все равно – плати, драйвер. Эта, ставшая притчей во языцех несправедливость живет в российском законодательстве со времен СССР, кочуя из редакции в редакцию различных Кодексов. Удивительно, но и этот вопиющий перекос в околодорожных законах, связанных с пешеходной темой, Общественную палату не заинтересовал. Ей едва хватило сил лишь на рождение сомнительной инициативы в виде популистской полумеры.

Замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов отнесся с настороженностью к предложению повысить штрафы для пешеходов: – ГИБДД сейчас почти не следит за пешеходами. Только во время тематических рейдов, разве что. Да полиция и не в состоянии это делать повсеместно: пешеходы могут перейти дорогу где угодно. Через каждые 100 метров по патрульному не поставишь! Поэтому штрафы для пешеходов можно повышать до сколь угодно высоких уровней, толку от этого не будет никакого. Реально бороться с нарушениями ПДД со стороны пешеходов и их гибелью (травмами) на дороге можно лишь одним способом – организацией продуманной инфраструктуры. Я имею в виду строительство подземных и надуличных пешеходных переходов, пешеходных светофорных объектов, заграждений, препятствующих выходу людей на проезжую часть, и тому подобных сооружений».