«Великая степь» заменила «Шелковый путь»?

«Великая Степь» – самый значимый этап Чемпионата России. В этом году мероприятие даже называлось пышнее: «Великая Степь – Шелковый Путь 2015». Как уверяют организаторы, они во всю стараются предать гонкам международный формат почившего в бозе «Шелкового Пути». Насколько это удалось, проверил корреспондент портала «АвтоВзгляд».

Так получилось, что за последние три года ваш корреспондент освещал и последний «Шелковый Путь» в 2013 году, и обе «Великие степи». Первая из них откровенно разочаровала: вместо более сотни экипажей «ШП» из разных стран – всего около трех десятков участников. В этом году – не многим больше: 24 джипа, 11 грузовиков и 8 мотоциклов.

4 июля в Астрахани завершился четвертый этап Чемпионата России по рал-ли-рейдам «Великая степь – Шелковый путь 2015». Традиционно гонка проходит 4 дня по маршруту Элиста-Астрахань. Эта коварная трасса, протяженностью более 1100 км, – сложнейшая в России.

Да и о «международном формате» говорить, если по гамбургскому счету, можно говорить с большой натяжкой. Если «ШП» организовывался французами и был буквально живым пособием по географии стран-участников, то на нынешней «Великой степи» иностранных участников представляли лишь мазовская команда из Белоруссии и финский экипаж Йоуни Ампуйя и Маркку Хурскайнен на прототипе Mitsubishi Pajero категорииТ1, подготовленном латвийской командой RE Autoclub. Кстати, Ампуйя уже продемонстрировал высокий потенциал, взяв «серебро» на ралли-рейде «Золото Кагана». Увы, в этот раз для финнов ни один день гонки не обходился без поломок.

Теперь по составу участников. Если в грузовом зачете господствовали лишь именитые заводские команды: «КАМАЗ Мастер», «МАЗ СпортАвто» и «ГАЗ Рейд Спорт», то во внедорожном – набор был помасштабнее: ПЭК, G-Energy Rally Media Team, RE Autoclub, Georaid, ATT Racing, «Комиавтоспорт», «Космос», NRT Motorsport и команда с громким названием «СССР».

 

«ЯМА ТРИ» НА «ПОДБРОС ДВА»

Но есть один важный нюанс: сама гоночная трасса. Здесь слова организаторов подтвердили пилоты и штурманы – это ближайший аналог знаменитого «Дакара», сложная трасса по степям и пескам Калмыкии и Астраханской области. Ведь только с виду кажется, что степь ровная. На самом деле она богата всевозможными выбоинами, замаскированными колючим кустарников оврагами, которые не заметны на огромной скорости.

 Судя по роудбуку, сплошные «ямы три» на «подброс два»! А острова пустыни дарят гонщикам всевозможные «песочницы» – настоящее испытание для пилотов. В этом году из привычного маршрута исчезли самые знаменитые из них – барханы «Большой Брат» и «Африка». Контрольные створы на них устанавливались таким образом, что машины должны были буквально взлететь по крутой песчаной горе. Но спортсмены не казались разочарованными: организаторы решили взять количеством и растянули испытания на всю длину трассы. В первый день пилоты взяли короткий 4-километровый пролог (накануне прошел сильный дождь и окраины Элисты представляли собой скользкую «грязючку»), во второй день – 221 (степь), в третий, самый сложный – 457 (степь и «песочницы»), а в четвертый – 260 километров (в основном «песочницы»). Именно этой гонке среди всех этапов Чемпионата России присвоен повышенный коэффициент сложности 1,2.

На июльской жаре гоночная техника грелась не на шутку, в кабине температура стабильно держалась на отметке плюс 50. Да и «на улице» было не прохладно – около 40 градусов. Мало того, густая степная растительность забивала радиаторные решетки и, как следствие, провоцировала перегрев двигателя и вынужденные остановки.

Имелись и другие каверзы дикой природы. Например, птицы! Так. на финиш белорусский экипаж Сергея Вязовича примчался без лобового стекла. Гоночный грузовик пронесся через неожиданно вспорхнувшую стаю птиц, одна из которых ударила в стекло. От удара «лобовуха» вдавилась, а дворники перестали работать. Дальнейший путь пришлось проделать без стекла в очках, зато сам по себе решился вопрос с кондиционированием. Подобных историй на «Великой степи» приключилось более чем достаточно.

В связи с такими экстремальными условиями есть один важный момент. «Шелковый путь» запомнился несколькими вертолетами. На них возили журналистов на съемки и контролировали гонку. Например, обеспечивали оперативную врачебную помощь. На «Великой степи» авиаподдержки не наблюдалось.

 

ГОНОЧНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ

У нынешней гонки имелись, разумеется, свои новшества и интриги. В первую очередь, они связаны с командой «ГАЗ Рейд Спорт». Именно с ней связано множество закулисных игр в гоночном мире. Если смотреть исторически, то газовские среднетонажные грузовики «тихой сапой» набрали такое количество очков, что вышли в лидеры зачета. Это, разумеется, поначалу удивило конкурентов, в первую очередь «камазистов», а потом и сильно разозлило. Как же так? Какой-то среднетонажник, только заявившийся на раллийных дорожках, вылез вперед? Поэтому одной из задач «синих» было расправиться с дерзкими «ГАЗОНами». На этот раз КамАЗам удалось одолеть нижегородцев. Впрочем, так же как и дакаровских конкурентов из МАЗа. Вообще, постоянство камазовской техники на призовом подиуме – самая популярная тема для обсуждения в мире ралли-рейдов. Тем не менее, нижегородские грузовики бодро финишировали, хотя и не в призах.

Гоночные экипажи команды «ГАЗ Рейд Спорт», оснащенные серийными шинами BFGoodrich All-Terrain T/A KO и BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2, одержали блестящую победу в категории «Рейд Спорт» в рамках четвертого этапа Чемпионата России по ралли-рейдам «Великая степь 2015». Преодолев все участки сложнейшего марафонского маршрута из Элисты в Астрахань, команда ГАЗ Рейд Спорт финишировала в полном составе, что принесло гонщикам второе место в командном зачете.

Зато два экипажа команды взяли «золото» и «серебро» в категории «Рейд спорт». Экипаж Александра Кострукова и Евгения Павлова уже укрепился в «золоте», а брат Александра, Михаил Коструков, вместе со штурманом Олегом Нежновым заняли второе место. Кстати, братьев называют самыми безбашенными гонщиками страны. Третье место досталось Евгению Максимову и Олегу Шорникову на Toyota LC80. А вот с четвертым местом в этой категории связан очередной сюрприз газовской команды. Оно досталось чисто женскому экипажу – Татьяне Елисеевой и Елене Правдиной на гоночном «Соболе 4х4». Девушки, несмотря на то, что впервые оказались в кабине гоночной ГАЗов, не растерялись и уверенно пришли к финишу. Впоследствии пилотесса Татьяна Елисеева заявила, что когда ей страшно, она жмет на газ. А поскольку страшно было всегда, то педаль газа она вообще не отпускала.

Второй сюрприз: принципиально новый гоночный аппарат «Газель NEXT T1» под управлением капитана команды Вячеслава Субботина и штурмана Рамиля Замалетдинова. Памятуя о том, как в прошлом году соперники атаковали их «Газели не только на трассе, но и «под ковром», парни выстроили план взаимодействия на скоростных участках и в лагере.

По словам капитана команды, на трассе к их застрявшему экипажу всегда приходила помощь в лице грузовиков «ГАЗОНа NEXT» или «Садко». А в лагере тим-менеджеры команды внимательно следили за соблюдением правил всеми участниками состязаний. Да и спортсмены были бдительны. Например, штурман Евгений Павлов даже подавал заявку, чтобы ему засчитали все пройденные точки – временами отказывал прибор, записывающий трек. Не подал бы заявку – накинули время за якобы не взятые точки. Подобная стратегия оказалась верной. Все шесть машин дошли до финиша, и ни одной претензии со стороны «мастеров подковерной борьбы» не прозвучало.

Газовый КамАЗ в очередной раз продемонстрировал свою надежность, уверенно пройдя трассу без технических неполадок. Экипаж в составе Сергея Куприянова (пилот), Александра Куприянова (штурман) и Анатолия Танина (механик) преодолел все участки маршрута и занял 3 место в группе грузовиков. В итоге, весь пьедестал грузового зачета заняла спортивная команда «КАМАЗ-мастер».

По остальным результатам гонки. Как уже говорилось, грузовой подиум был целиком занят «Синей армадой». Победителем стал экипаж Андрея Каргинова, «серебро» у Айрата Мардеева, «бронза» досталась газодизельному КамАЗу под управлением Сергея Куприянова. Последний аппарат так же вызывает немало споров в гоночном мире.

В зачете внедорожников первым стал экипаж команды «ПЭК» Евгения Фирсова и Вадима Филатова на Toyota Hilux, «серебро» у экипажа команды ATT-Racing Владимира Фролова и Кирилла Шубина, а «бронза» у Антона Мельникова и Антона Николаева из команда «Комиавтоспорт».

В категории Т2 победил экипаж Александра Терентьева и Алексея Беркута, финишную черту они пересекли на трех колесах, одно разбортировалось. Вторым стал экипаж команды «Космос» Александра Колембета и Игоря Петенко на Toyota LC200, третьим пришел экипаж «Бинбанка» Игоря Гутинского и Антона Плетенева.

Среди багги победу одержал дуэт Александра Малькова и Владимира Романенко. На финальном спецучастке автомобиль лидеров сломался, но помогли будущие обладатели «серебра» Мария Опарина и Александр Терентьев. «Бронза» досталась экипажу Инны Мартьяновой и Дмитрия Кожухова.

Среди мотоциклистов в классе 450сс гонку выиграл Дмитрий Меремьянин, вторым стал Иван Ли, третьим – Виктор Завьялов. В классе Open победа досталась Василию Глухову, «серебро» – Андрею Горожанкину, «бронзу» взял Никита Гавриленко. В зачете Гранд Эндуро до финиша успешно добрался единственный участник Ярослав Кнорозок.

В командном зачете первое и второе место поделили команды RE Autoclub и ГАЗ-Рейд Спорт, третьей стала NRT Motorsport.

...Напоследок хочется подвести чисто журналистские итоги. Увы, международный формат, который был ярко выражен на «ШП», пока отсутствует. Тем не менее, видна положительная тенденция. В этом году «Великая степь» была более продуманной и лучше организованной, чем в прошлом. Например, исчезли несколько «корявых» пунктов регламента. Единственное замечание организаторам: барханы «Африка» и «Большой Брат» все-таки надо было оставить – это самые зрелищные участки.