Камеры научат штрафовать за несоблюдение дистанции

Глава российской ГИБДД Виктор Нилов рассказал о новых нарушениях ПДД, которые его ведомство желает отслеживать с помощью комплексов автоматической фиксации.

Главный госавтоинспектор России Виктор Нилов на конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы», проходившей в Казани, попросил создателей камер автоматической фиксации «научить» свои устройства отслеживать безопасную дистанцию между машинами. Оказалось, что для этого можно быстренько создать новый комплекс автоматической фиксации. По крайней мере, представители компаний-разработчиков, присутствовавшие на казанской конференции, заверили генерала Нилова, что могут изготовить рабочий прототип буквально за полгода. Разумеется, как принято в подобных случаях, участники этого увлекательного толковища немедленно вспомнили про зарубежный опыт.

Мол, получить штраф от дорожной камеры за несоблюдение дистанции в ОАЭ и Финляндии можно уже сейчас. И России, якобы, просто позарез требуется присоединиться к этим странам. Пункт 9.10 российских ПДД гласит, что «водитель обязан выдерживать такую дистанцию к движущемуся впереди транспортному средству, чтобы она позволяла без происшествий избежать столкновения». На практике за нарушение этого требования штрафуют сейчас лишь в случае аварии – когда кто-то кому-то, что называется, «въехал в зад». Полицейским при оформлении подобных аварий, как правило, не важно, что там и как было на самом деле – «кто последний, тот и папа», как говорится. Именно ставшему крайним в аварии-паравозике обычно выписывают штраф «за несоблюдение дистанции» – 1500 рублей по статье 12.15 КоАП.

Нилов, похоже, желает сделать эту статью на порядок более «популярной» среди автомобилистов. Примерно как превышение разрешенной скорости на 20-40 км/ч., за которое с помощью камер автоматической фиксации в 2015 году выписали 56% всех штрафов в стране. Одна незадача: не существует (и никогда не было) в российском законодательстве документа, где было бы четко установлено количество метров, считающееся «безопасной дистанцией». Да и невозможно это. Хотя бы потому, что машины по одной и той же дороге могут ехать с разной скоростью.

Ведь тормозной путь машины, исходя из которого и определяется безопасная дистанция, самым непосредственным образом зависит именно от нее. И от наличия (отсутствия) на асфальте воды или льда. Кто и где установил в законе, «безопасную дистанцию» для той или иной скорости для тех или иных дорожных условий? Никто и нигде. Вспомним также, что «безопасная дистанция» для новенькой BMW и старенькой вазовской «классики» могут отличаться в разы как зимой на льду, так и на идеально ровном летнем асфальте. Учесть все эти факторы и «оцифровать» в ПДД – нереально. А без подобной «цифири» никаких правовых оснований для штрафов «за несоблюдение дистанции» нет и быть не может. Также как не может генерал Виктор Нилов не знать об этом обстоятельстве.