ДТП с автобусом: кровь износа

Аварии последних дней с массовой гибелью людей в «автобусных» ДТП вновь привлекли внимание к хроническим проблемам, преследующим отрасль междугородних пассажирских перевозок

Помимо низкой квалификации водителей, безопасность пассажиров оставляет желать лучшего по причине печального состояния техники. По данным ГИБДД, автобусов категории М3, то есть массой свыше 5 тонн, в стране насчитывается почти 372 000. Это в сумме, включая муниципальный и городской транспорт. Причем примерно 170 000 из общего числа (45%), приходится на машины старше 10 лет. Из всего российского парка автобусов, примерно 101 000 – иностранного производства. Именно они, в основном, и обслуживают междугородние перевозки в стране. Отечественной техники подобного класса на дорогах практически не видно. Купить новый «бас» для автопредприятия, осуществляющего междугородние перевозки где нибудь в глубинке России, непозволительная роскошь. Вот и получается, что большинство пассажирских автоперевозок между городами России осуществляется на подержанных «иностранцах». В обозримом будущем ситуация со все увеличивающимся износом автобусного парка страны улучшений не обещает. Так, по данным аналитической компании АСМ-холдинг, количество автобусов, выпущенных в России за январь-май этого года, уменьшилось на 17,5%, до 12 800 штук (из них отечественных моделей – 9900, а производство на нашей территории иномарок упал почти вдвое – до 2900). Таким образом, количество старых автобусов на междугородних маршрутах будет увеличиваться. Что не может не влиять на ситуацию с безопасностью междугородних перевозок.

Возможные причины подобных аварий комментирует, по просьбе портала «АвтоВзгляд» директор Ассоциации перевозчиков пассажиров Межрегионавтотранс Дмитрий ЛИНЕВ: – Об обстоятельствах, приведших к аварии под тем же Красноярском, судить пока рано, следствие должно разобраться в причинах. Возможно у него будут вопросы к качеству дороги. Состояние участка трассы, попавшего в кадр репортажа с места аварии, на мой взгляд, вполне может заинтересовать правоохранителей. Однако самая главная проблема междугородних пассажирских перевозок, которая вызывает наибольшие вопросы к безопасности в отрасли, это квалификация кадров. Профессия водителя автобуса – одна из наименее популярных. Автопредприятиям приходится как-то выкручиваться в условиях острейшего дефицита квалифицированного персонала. В итоге повсеместно распространено и формальное выполнение требований безопасности, и переподготовка водителей «для галочки», и хронические переработки шоферов, и тому подобные в принципе недопустимые вещи. Именно это в конце концов приводит к громким трагедиям на дороге. Что касается ремней безопасности для пассажиров, которыми в обязательном порядке оснащаются междугородние автобусы, то тут не все так однозначно. Во-первых, пристегиваться или нет – исключительно выбор пассажира, водитель автобуса контролировать это не вправе. К тому же, ремень полезен лишь в случае лобовой аварии. Если же происходит столкновение боком, опрокидывание автобуса или даже пожар, то ремень не только бесполезен, но и вреден. Он лишь усложнит эвакуацию пассажира из автобуса... При этом, что любопытно, с одной стороны, число «автобусных» ДТП и не думает снижаться (средний годовой прирост за последние десять лет – 5-6 процентов). Но с другой, в общем числе аварий, их – меньше всего. Скажем, за первую половину этого года в стране по вине всех водителей произошло 68 412, но из-за разгильдяйства шоферов автобусов – только 2196.

Всего же за полгода зафиксировано 3767 инцидентов. И большая их часть, что любопытно, приходится, по терминологии ГАИ, на «регулярные перевозки в городском сообщении с высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах» – 2542 ДТП. А вот пресловутые маршрутки, водителей которых мы так любим ругать и за бешеную езду, и за расчет с пассажирами на ходу, попадают в аварии гораздо реже – всего в 338 случаев. А самые безопасные в этом смысле – регулярные пригородные (238 ДТП) и междугородние (276) рейсы. Другими словами, доехать до станции метро на маршрутке не только быстрее, чем на муниципальном регулярном автобусе, но и безопаснее. Увы, но рекомендаций о том, как пассажир обычного автобуса может обезопасить себя на случай ДТП, наши эксперты ответить затруднились, сойдясь на том, что лучше занимать сидячие места и при этом все равно держаться за поручни.

Анализ аварийной статистики показывает, что наиболее опасными являются место водителя и места пассажиров, расположенные в передней части салона автобуса.

В современных автобусах сиденья в салоне должны располагаться таким образом, чтобы максимально затруднить пассажирам возможность свободно перемещаться по салону. Понятно, что для больших внутригородских автобусов добиться этого не в ущерб вместимости затруднительно Что же касается маршруток (так называемых маломестных автобусов), то в них самые опасные места – рядом с водителем (и те, что по правую руку от него, и те, что за его спиной). Кроме того, считают эксперты, на линии вообще не должны выезжать машины, в которых рабочее место рулевого не изолированно от салон и позволяет тому свободно общаться с пассажирами (например, легко принимать деньги за проезд и отсчитывать сдачу) при движении. Другими словами, в маршрутках надо устанавливать терминал для оплаты или сажать контроллера. И, наконец, для снижения последствий ДТП в автобусах и маршрутках, оборудованных ремнями безопасности, ими надо пользоваться, даже если вы собираетесь проехать всего пару остановок.

 

фото: Виктор Самуйлов