Сотни дальнобойщиков перекрыли трассы по всей России

Введение с 15 ноября 2015 года платы за проезд по федеральным трассам для 12-тонных фур вызвало протестные акции дальнобойщиков по всей стране. В Новосибирске 200 большегрузов блокировали въезд в город. Похожая ситуация сложилась и на ближних подступах к Москве на трассе «Дон». И даже срочно введенный правительством льготный период не остудил возмущения представителей отрасли.

Утром 11 ноября в Подмосковье, как и в ряде регионов России, десятки большегрузных фур заблокировали правую полосу трассы М4 «Дон». Это представители автотранспортной отрасли протестовали против введения с 15 ноября 2015 года платы для большегрузов в виде 3,06 рублей за каждый километр проезда по федеральным трассам. Срочно объявленный накануне премьером льготный период – до 29 февраля 2016 года ценник снизили до 1,5 руб./км. – не повлиял на степень возмущения водителей и владельцев фур. Об участии в акции 11 ноября заявили представители автотранспортной отрасли из Таганрога, Ярославля, Красноярска, Омска, Новосибирска, Рязани, Белгорода, Архангельска, Ростова, Липецка, Екатеринбурга, Ивановской области, Приморья, Набережных Челнов, Иркутска, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, Каменск-Шахтинска, Башкирии, Оренбурга, Санкт-Петербурга.

Что касается трассы «Дон», то сотрудники ДПС пытались разогнать участников несанкционированной акции, однако без особого успеха – слишком уж много фур приняло в ней участие. Как ни странно, созданное дальнобойщиками затруднение движения, по словам очевидцев, не вызвало никакого возмущения у водителей легковушек, оказавшихся в образовавшейся пробке. Более того, многие автовладельцы останавливались около протестующих и высказывали полное одобрение их действиям.

Примерно также обстоят дела и на трассе М51 Новосибирск–Омск в районе аэропорта «Толмачово». Там в 11 утра по местному времени около 300 фур выстроились на обочинах дороги. По плану организаторов акция протеста должна закончиться в 15.00.

Напомним, что правительство России придумало собирать деньги с дальнобойщиков за езду по федеральным трассам, решив что они наносят максимальный вред дрогам страны. Чиновникам, конечно, виднее, но даже беглый взгляд на асфальт той же МКАД в конце сезона сообщит: самая большая колейность – у крайних левых рядов трассы, где дальнобойные фуры в принципе не появляются. И это на дороге, которая постоянно находится на виду самых высоких транспортных инстанций страны. Тут качество асфальта таково, что даже легковушки разрушают его с высокой скоростью. А что творится на федеральных трассах – можно только предполагать.

И вот, фуры сделали крайними. Хотя, скорее всего, государство решило банально «снять денег» там, где это сделать проще. По расчетам чиновников, плата с дальнобойщиков должна приносить до 50 млрд. рублей в год. Транспортная компания ведь не может поставить свои машины на прикол и не ездить, в отличие от владельца легковушки. Поэтому – будут платить как миленькие, решили в автодорах и правительстве.

Ведь дорожникам всея России очень нужны деньги. В 2014 году, например, по их же данным, на ремонт и содержание федеральных дорог из дорожного фонда тратилось столько, сколько требовалось, а именно 209 млрд. рублей. В 2015 году власти сначала планировали потратить на эти же цели 128 млрд. рублей. Но из-за кризиса финансирование было срезано до 92 млрд. Как жить дорожным строителям и чиновникам отрасли в таких непростых условиях? А очень просто: вводим плату с дальнобойщиков и получаем привычный уровень доходов, причем даже с поправкой на инфляцию.

В этой связи нельзя не заметить, что основной поставщик средств в дорожный фонд – акциз на топливо. В 2014 году он дал около 300 млрд. рублей из общего бюджета фонда, равного 395 млрд. Остальное – поступления преимущественно от транспортного налога. В 2015 году машины вряд ли сожгут меньше топлива чем в предыдущем году. И общая сумма от транспортного налога ну никак не уменьшится, поскольку автопарк страны хоть и медленными темпами, но продолжает расти.

Характерно, что российские власти действуют в своей привычной манере – берут деньги по нескольку раз за одно и тоже. Владельцы фур и так уже платят и транспортный налог, и акцизы, «зашитые» в цене топлива, а теперь им предлагается платить еще и за проезд по дорогам.

То есть бюджет дорожного фонда в 2015 году на уровне 400 млрд. рублей более чем реален. Интересно, почему в таком случае уменьшается финансирование ремонта федеральной дорожно сети – с 209 до 92 млрд? «Где деньги, Зин», как говорится. При чем тут дальнобойщики, если чиновники куда-то там «перераспеделили» деньги, которые взяли с автовладельцев специально для ремонта и строительства дорог?