6699

Автомобильные заводы ведут экспорт на свой страх и риск

Правительство не торопится поддерживать их материально
Еще в самом начале этого года чиновники заявляли о важности экспорта произведенных в России автомобилей и о необходимости принять программу поддержки этого направления. Однако воз и поныне там.
Поделиться
Изображение Автомобильные заводы ведут экспорт на свой страх и риск

На субсидирование части расходов по экспорту автомобилей и комплектующих, как писали «Ведомости», предполагалось направить 3,3 млрд руб. Однако до сих пор никаких решений по этому поводу не принято. На днях глава Минпромторга Денис Мантуров обнадежил журналистов «Интерфакса»: механизм компенсации затрат на логистику и поддержку экспорта в целом заработает до конца года. Пока же продолжается бесконечное согласование документов между чиновниками Минпромторга, Минфина, Минэкономразвития и Российского экспортного центра, поскольку у каждого ведомства есть свои претензии к программе, а торопиться им, в общем-то, некуда.

Собственно, возникает вопрос — так ли нужен этот механизм в принципе, а если и нужен, то стоит ли отводить ему первостепенное место? Действительно производство легковушек на российских автозаводах сократилось — в среднем на 60%. Но никакой экспорт не компенсирует потери внутреннего рынка, об оживлении которого наши чиновники думают в самую последнюю очередь, ибо тут нужна конкретная работа, и отделаться красивыми фразами не получится.

Фото: www.youtube.com

В лучшем году с начала текущего десятилетия — 2013-м — на экспорт было отправлено всего 137,9 тысяч машин, в то время как в целом продажи составили 2 777 447 единиц. В прошлом году соотношение было 94,7 тысяч против 1 601 216 штук. Так что традиционные рынки сбыта отечественной автопродукции вроде Казахстана и Белоруссии, а также вновь открываемые Ливан (куда рвется Datsun), или Армения (цель для Ford) никак не изменят общей картины, даже если документ будет принят прямо сейчас. Но надеяться на столь скорое решение вопроса не приходится, и самые оптимистично настроенные представители автоконцернов прогнозируют его принятие лишь к осени.

Впрочем, автомобильные компании надеются, что государство пост фактум все-таки компенсирует им часть расходов по экспорту, произведенному в течение 2016 года и продолжают отправлять спою продукцию за рубеж. А краснобаи из правительства косвенно поощряют их мечтания. Вот Минпромторг, в частности, оценил экспорт в 2025 году в объеме 25% от общего выпуска автомобилей в России. Эх, их бы устами, да мед пить…