Сколько стоит топ-менеджер в автопроме

Как пишет «Automotive News», альянс «Renault-Nissan» опубликовал данные о выплатах генеральному директору за 2012 финансовый год: Карлос Гон заработал чуть больше, чем годом ранее, но самым высокооплачиваемым топ-менеджером в отрасли он не стал.

По данным издания, за 2012 год Карлос Гон, совмещающий посты CEO альянса «Renault-Nissan» и генерального директора «Nissan», в общей сложности заработал 988 000 000 иен, то есть около 10 миллионов долларов. При этом отмечается, что размер выплат топ-менеджеру по сравнению с 2011 финансовым годом увеличился на 0,1 процента. На этот шаг совет директоров японской компании пошел, исходя из того, что по ряду финансовых показателей «Nissan» сократил отставание от конкурентов, в частности, чистая прибыль компании выросла на 0,3% до 342,4 миллиардов иен, однако это на 7% и 67% меньше, чем прибыль «Honda» и «Toyota» соответственно.

Надо сказать, что это доходы компании оказались несколько ниже, чем ожидалось. В частности, это касается продаж новых моделей на рынке США, где спрос на седан Altima (конкурент Camry и Accord) оказался гораздо ниже запланированного. В то же время, в связи с грядущим запуском X-Trail и Qashqai, а также реинкарнации Terrano в «Nissan» ожидают, что в 2013 году прибыль увеличится на 23% и составит 420 миллиардов иен (самый высокий показатель за последние 6 лет), что, наверняка, компенсировало провал с запуском новинок в этом году.

Таким образом, Гон стал 59-м в топе самых высокооплачиваемых руководителей Японии, однако, как отмечают в офисе японского производителя, эти выплаты гораздо ниже среднего показателя в отрасли. К слову, средний доход топ-менеджера в мировом автопроме по оценкам консалтинговой компании «Towers Watson & Ко» в 2012 году составил $15,3 миллиона, однако вряд ли стоит воспринимать эти суммы, как некую истину, поскольку размеры выплат в прибыльных компаниях превышают данный показатель в полтора раза. В частности, генеральный директор «Ford» Алан Мулалли получил от компании в общей сложности 21 миллион долларов, а «Volkswagen Group» при этом заплатил Мартину Винтеркорну порядка $19 миллионов. В то же время, президенту «Toyota» Акио Тойода за тот же период было выплачено 184 миллиона иен ($1,9 миллиона), а президенту «Honda» – 145 миллионов иен, то есть около полутора миллионов долларов.

Что характерно, доходы топ-менеджеров крупнейших компаний мирового автопрома пока гораздо выше официальных доходов их российских коллег. В частности, членам правления АВТОВАЗа по итогам 2012 года было выплачено 335 миллионов рублей, то есть в среднем по 28 миллионов рублей на человека. Стоит отметить, что это в 2,2 раза больше, чем выплаты по итогам 2011 года. При этом чистая прибыль крупнейшей отечественной автомобилестроительной компании сократилась в 15 раз, до 211 миллионов рублей. Впрочем, снижение прибыли было связано с модернизацией производства, ввод в эксплуатацию новых мощностей (в частности, на «ИжАвто»), а также запуском новых моделей.

Тем не менее, не исключено, что в нынешнем году на зарплату менеджеров российской компании придется потратить гораздо больше, притом, эти возможные траты повлияют на увеличение доходов Карлоса Гона, который уже в июле добавит к своему портфолио еще и должность генерального директора АВТОВАЗа.