ЗиЛ умер. Да здравствует ЗиЛ?

После того, как от сотрудничества с правительством Москвы в деле возрождения «Завода им. Лихачева» отказались «Renault», альянс «Peugeot/Citroёn» и «Hyundai», в вопросе можно было бы поставить точку. Ан нет, упавшее знамя сомнительной международной кооперации подхватил FIAT…

Мы — язычники. Придумываем себе идолов, поклоняемся им, креативно создавая по любому поводу. Поскольку фантазия у нас безумная, а масштаб избыточный, то идолов мы придумываем на каждом шагу, но лучше всего нам удаются не скромные чудачества типа брачного замка на перилах моста или просто брошенной в водоем монетки, а сокрушительные затеи вроде мавзолея Ленина, проект Marussia, эстафеты олимпийского огня или завода ЗиЛ.

 

Ленин чрезвычайно затратен, пребывает в одном из самых дорогих домов столицы, обременяя город и страну содержанием уникальной недвижимости, но уж точно никогда не встанет, не пойдет, не скажет ни слова, хотя, как увесистый аргумент, все еще используется в общественных дискуссиях, имеет поклонников и языческие обряды вокруг тела.

Marussia – PR проект, придуманный не для того, чтобы в России случился свой внезапный спортивный автомобиль, заграница ахнула, а мы тряхнули компетенцией. Виртуальная машина была входным билетом конкретного человека в избранный круг чрезвычайно закрытых и недоступных людей, создавших для себя клуб «Формулы-1». Задачу «Маруся» выполнила и благодаря ей наш олигарх оказался за одним столом с князем Монако Альбером Вторым, а мы до сих пор поклоняемся русской фирме, якобы бьющейся над созданием отечественного суперкара и гордимся талантом эстрадного артиста, оказавшегося еще и инженером.

Языческий обряд преклонения огню, зажженному в Греции и путешествующего по России в преддверии Олимпиады, выстраивает страну на региональные молебны, опустошая бюджет и вызывая недоумение у задумчивых и экстаз у бездумных. РПЦ помалкивает…

ЗиЛ умер. Его больше нет. Здание пошло под снос. Бессмысленное производство самого плохого грузовика страны с 2011 года остаточно спрятано в Саратовской области на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗиЛ» и не имеет к Москве отношения. Но идол в наличии, а 64 % его акций контролирует правительство Москвы. Проект «Кортеж» по изобретению лимузина для Путина породит автомобиль марки ЗиЛ, на месте завода опять построят завод, а иностранцы так и вьются вокруг с предложениями начать выпускать на нем свою технику. Легенда не только жива, но и находит желающих помолиться.

Строительство завода на месте завода объяснимо. Если просто передать землю девелоперам, получится микрорайон на месте вековой помойки с красивым видом на реку и неплохой транспортной привязкой. Но тогда деньги уйдут по сторонним застройщикам. А если поиграть в возрождение национального символа, возглавив процесс реставрации идола силами столичной власти, откат обогреет личные счета в грандиозном масштабе, а Москва получит такое важное для города производство тяжелой техники. Берлин ничего подобного не имеет, Париж от производства автомобилей избавился, Лондон тоже обходится без своего автозавода, да и Мадрид себя нормально чувствует просто столицей, а не индустриальным центром Вселенной. И в Нью-Йорке грузовики никто не собирает, и даже в Вашингтоне их нет. А Москве грузовик необходим. Потому, что можно хорошо потратиться, подсобрав инвестиции с населения методом оптимизации тарифов ЖКХ, упорядочением парковочного пространства и новыми видеокамерами.

Но поскольку завода больше нет, производства не существует, и даже легковому ЗиЛу преклоняться будет еще один отставной идол СССР — умерший институт НАМИ, для обеспечения прикрытия необходимы иностранцы. Со времен Петра Первого они обеспечивают весомость, заведомо уважаемы и несут с собой легенду безупречного чутья на выгодные проекты. Поэтому от московской власти все время тихо распространяются слухи одинакового содержания, но с разными именами. В них ответственно заявляется, что нашему языческому идолу готов поклониться следующий иностранец. Особенно пикантно регулярное возникновение FIAT. Он в России проиграл и не то, что завод построить не в состоянии, но даже элементарно наладить продажи не может. Зато охотно упоминается как инвестор, ищущий площадку под будущее производство. То он вот-вот завалит нашу страну внедорожниками марки «Jeep», то грянет необходимым для нас грузовиком.

ЗиЛ не нужен. Ни как завод, ни как автомобиль. Он годится для тихой страницы в истории страны. Но отныне это идол для поклонения. И на обряды вокруг него, на поддержку легенды и на расцвет язычества никаких денег не жалко, поскольку на этом можно хорошо заработать. Поэтому нам создадут еще один мавзолей. Авторитетные иностранцы с готовностью похлопают и возложат венки. Власть гордо ткнет нам в нос собственный успех. А мы ничего не получим. Кроме обязанности языческого поклонения и, естественно, содержания за свой счет