Лошадиные силы для поправки бюджета

Сомнительные для автомобилистов прошлогодние новации властей в полный рост аукнутся автовладельцам в году нынешнем. Хотя, конечно, 2013-й кое-чем шоферскую братию все-таки порадовал.

И даже посмешил. Например, желанием столичных казаков (имеются, как оказалось, в природе и такие) проверять качество продаваемого на АЗС топлива (очевидно, с помощью специально обученной нагайки). Или, скажем, попыткой столичных же властей запретить чистить припаркованные во дворах машины от снега под угрозой крупных штрафов. Улыбнули автомобильную общественность и депутаты Госдумы. Эти пытались запретить использование видеорегистраторов и автосигнализаций; мечтали предоставить налоговые вычеты водителям, чтущим ПДД; хотели повысить штрафы за нарушение тех же Правил исключительно для владельцев дорогих транспортных средств; боролись с установкой поклонных крестов в местах ДТП. Разумеется, все перечисленные и многие другие инициативы, не имеющие под собой ни логических, ни правовых, ни морально-этический оснований, благополучно почили в бозе. Но, черт возьми, лучше бы уж народные избранники и чиновники всех мастей продолжали развлекать почтенную публику своей законотворческой и административной клоунадой. Так нет...

Зачем повысили штрафы?

Принятые осенью поправки в КоАП РФ беспрецедентно в новейшей истории страны ужесточили санкции практически за все нарушения Правил дорожного движения, предполагая за некоторые из них штрафы до 50 000 рублей и трехлетнее лишение «прав». При этом за ряд из них граждане теперь несут аж тройное наказание, что категорически противоречит всем законам страны, включая Основной. Мало того: подобный подход резко поднимает придорожную коррупцию. Ведь одно из наказаний — переэкзаменовка в случае лишения водительского удостоверения (предусмотрена по 20% нарушений Правил, среди которых совершенно невинные, типа опоздания с регистрацией т/с или не пропуск авто с «мигалками»!). Этот жупел, учитывая, как нынче «валят» на экзаменах, просто вынуждает идти водителя на «сделку с правосудием». И самое неприятное в этой «штрафной истории», что с ужесточением наказаний число дорожных трагедий на убыль не пошло.

Без права на «права»

В том числе и потому, что на дороги продолжают в массовом порядке (по два миллиона в год) выезжать молодые-необученные. В минувшем году правительство вроде бы всерьез взялась и за эту проблему, решившись наконец реформировать систему обучения в автошколах и изменить методику приема экзаменов в ГИБДД. Но пока добилось лишь запрета на самоподготовку и сдачу экзаменов на «права» экстерном. Новые стандарты обучения и квалификационных испытаний до сих пор не утверждены (а должны были — к 5 ноября ушедшего года) благодаря стараниям чиновников из Минтруда, затянувших с принятием основополагающего документа. И если по гамбургскому счету, то сегодня автошколы должны прекратить обучение, а ГАИ — не принимать экзамены. Однако и обучают, и принимают. Но опять-таки — не у всех.

Еще очень не скоро станут выдавать «права» категорий и подкатегорий М, А1, В1, С1, Д1, С1Е, Д1Е. И если говорить о массовом автолюбителе, то, скажем, в наступившем году у него по-прежнему нет возможности получить водительское удостоверение на управление автомобилем с «автоматом» (то есть хочешь-не хочешь, а придется осваивать «механику»). Не у дел остаются и подростки, поскольку для получения «прав» на скутер теперь так же надо пройти полноценное обучение в автошколе. Минобр, правда, дает надежду на скорое разрешение коллизии, но и тут не все гладко...

Регламентные работы

Как, впрочем, и у другого ведомства, ответственного за нашу автомобильную жизнь. В минувшем году ГИБДД сделало красивый жест, приняв новый регламент регистрации транспортных средств, в чем-то действительно упростив свои отношения с гражданами. Например, теперь при утере или краже госномера, автовладельцу не надо ходить по инстанциям, а можно без проблем изготовить дубликат. Но это, пожалуй, единственный плюс новации. В остальном же все осталось по-прежнему. Процедура постановки машины на учет даже в более-менее благополучной Москве занимает те же 3-4 часа, а в некоторых случаях и все 5-6. Многие СМИ, не разобравшись, сразу после публикации регламента поспешили заявить, что на все про все у ГАИ имеется один час. Увы — час дается только на принятие документов у заявителя (господи, целых 60 минут только на то, чтобы взять бумаги!), а там уж как инспекторский бог даст.

К тому же регламент поставил в затруднительное положение десятки тысяч граждан, попавших в ДТП. Дело в том, что для получения в страховой компании компенсации в полном объеме по полису КАСКО в случае тотального разрушения авто в аварии, останки машины надо передать страховщику, предварительно сняв с учета. Но по новым правилам снять ее с учета можно только при наличии нового владельца и договора купли-продажи. Поскольку страховщики не горят желанием становиться собственником, деньги пострадавшим не выплачивают, передача машины не осуществляется, перерегистрации не происходит — получается замкнутый круг. На этот счет ГИБДД никаких разъяснений не дает. Хотя разрабатывая регламент, автоинспекция не могла не предвидеть (ежегодно фиксируя более 200 000 тяжелых ДТП и выдавая соответствующие документы в том числе и для страховых компаний!) возникновения подобной, с позволения сказать, коллизии. С которой вошла и в новый год.

Готовьтесь раскошелиться

И, увы, эта коллизия, как и перечисленные выше, не единственные, с которыми в наступившем году нам придется столкнуться. Так, весьма нерадостный прогноз на него дает независимый автомобильный эксперт Сергей АСЛАНЯН:

- Российская казна опустела, а вот кошельки граждан еще чем-то наполнены. Поэтому податное население получит перспективу в 2014 году оплатить 95% государственных нужд. Для этого незачем охотиться на не заплативших налоги. Достаточно зайти с противоположного конца, имущественного. В стране есть две категории собственников – недвижимости и автомобилей. Для первых - закон о выселении за долги. Для вторых все остальное: рост цен на топливо, увеличение транспортного налога, удорожание ОСАГО совмещением его с КАСКО и договор сразу на три года, видеофиксация нарушений, штраф за среднюю скорость, двойное и тройное наказание за одно правонарушение, переэкзаменовка, платная парковка и штрафы за любое действие. Задача – получить деньги с тех кто ездит и с тех, кто просто владеет. Сам факт обладания автомобилем станет достаточным поводом для взиманий и взысканий. В 2014 году будет все нельзя, все запрещено, все наказуемо вне зависимости от того, ехал или стоял...