Кризис нипочем

АЕБ опубликовала главный итоговый отчет за прошлый год. Рынок ожидаемо «сел». Пока на 5%, но так как тенденций к росту пока не видно, 2014-й мы, похоже, тоже закончим в минусе. Впрочем, кое-кто может внести прошлый год к себе в актив.

В первую очередь это касается премиальных производителей. Немецкая тройка устроила в сегменте очередную разборку, после чего долго выясняла, кто же оказался первым. А первым стал «Mercedes», улучшивший свои продажи на 19% – 44 376 автомобилей. Идущая за ним BMW боролась до конца, но все же уступила конкуренту – 42 071 машина. Тем не менее, баварцы улучшили свой прошлогодний результат на 12%, а учитывая, что в конце 2013-го они начали продажи нового поколения Х5, борьба в нынешнем сезоне обострится до предела.

«Audi» же как обычно отстала, причем, довольно серьезно – 36 150 автомобилей. Динамика тут тоже положительная – плюс 8%, но для этого дилеры марки еще летом стали предлагать клиентам сумасшедшие скидки, доходившие до 20% от номинала. Впрочем, дисконт в примум-классе, как видно, интересен далеко не всем.

Вот в бюджетных сегментах ситуация далеко не такая обнадеживающая. В частности, в ходе итоговой пресс-конференции «Citroёn» глава российского представительства марки сообщил, что по его данным сильнее всего от падения спроса пострадал С-класс: седаны просели больше чем на 10%, хэтчбеки и вовсе – на треть. И все это довольно сильно ударило по наиболее крупным игрокам. Так, «Ford» и «Chevrolet» в 2013 году соответственно не досчитались 18 и 15 процентов покупателей. На 12% села «Skoda», по 5% потеряли VW и «Nissan». Но, если в случае с чехами и японцами недостачу можно объяснить объективными факторами (первые в середине года занялись сменой поколений Octavia, а вторые – перезапуском Qashqai и X-Trail), то сползание американцев – показатель очень характерный. Главную ставку они в свое время сделали именно на машины С-класса, на чем и выезжали в течение последних семи-восьми лет. Однако в 2013-м наиболее платежеспособная аудитория массового авторынка свои деньги решила попридержать. Свою лепту сюда внесли и банкиры, решившие, что им мало прежних кредитных ставок... В итоге, в массовом сегменте рынка положительную динамику смогли показать очень немногие.

Ниже пойдет речь о тех непремиальных компаниях, которые при объемах, превышающих 30 тысяч проданных экземпляров, смогли показать положительную динамику. Ниже этого порога таких тоже предостаточно, но, как правило, их успехи связаны с эффектом низкого старта, как, например, это произошло у «Jeep», SEAT, «Subaru» или целого ряда китайских производителей. Остальные – это премиальные или имиджевые производители (Smart и MINI), изначально ставящие перед собой несколько иные задачи.

Renault – плюс 11%

Например, «Renault».Пока они продают вдвое меньше АВТОВАЗа, но учитывая, что последний теперь входит в тот же альянс, стремиться «сделать» основного конкурента французы не будут. Им достаточно удержать за собой вторую позицию, тем более, что вместе с тольяттинцами и «Nissan» они продают в нашей стране больше 800 тысяч автомобилей, удерживая 30-процентную долю рынка.

Что касается самого производителя, то дела у него идут в гору: в 2013-м продажи выросли на на 11% и превысили отметку в 210 тысяч машин. Разумеется, «кассу сделал» Duster, вышедший на чистое четвертое место в общем модельном зачете. За прошлый год он разошелся тиражом в 83 с лишним тысячи экземпляров, на 77% превысив свой прежний показатель. Заждавшиеся своих сменщиков Logan и Sandero ожидаемо просели (на 13 и на 10 процентов соответственно), тем не менее, на двоих они смогли принести компании еще 94 тысячи покупателей.

KIA – плюс 6%

Корейская KIA давно и прочно осела в первой пятерке, притом, прошлый год она закончила на третьей строчке рейтинга производителей с результатом 198 018 автомобилей. Это на 6% лучше, чем годом ранее.

Тем не менее, в отличие от компании «Renault», которая, по сути, выехала на трех откровенных лоукостах, корейцы обладают более сильным подбором «кадров». Львиную долю продаж, разумеется, обеспечило семейство Rio, которое едва не дотянуло до отметки в 90 тысяч. Но около 70 тысяч покупателей при этом принесли новый Cee'd и не сбавляющий оборотов Sportage.

Кстати, все три модели этого производителя, вошедшие в Топ-25 российского авторынка в личном зачете, закончили 2013 год с положительным балансом: Rio – плюс 6%, Sportage – плюс 2%, Cee'd – плюс 206%, но тут сказался эффект низкого старта.

Hyundai – плюс 4%

«Hyundai» разместился на четвертой позиции, уступив родственной KIA чуть больше 10 тысяч клиентов. Но это, похоже, отголоски той агрессивной маркетинговой политики, с помощью которой корейцы продвигали последнюю в течение второй пятилетки «нулевых». Марка «Hyundai» при этом преподносилась, как почти премиальная. Такие шутки в России обычно не проходят, так что в иных условиях у производителя были все шансы оказаться в одной компании с «Ford» и «Chevrolet». Но у корейцев теперь есть Solaris, который в прошлом году вышел на чистое второе место в личном зачете. Прежде, по совокупным показателям его опережала пара Logan/Sandero, но такой подсчет был вполне верным, так как результат относительно бюджетного Hyundai учитывал продажи и седанов и хэтчбеков. Теперь французы отстали окончательно, а Solaris, прибавив к былым 111 тысячам машин еще три процента погнался за лидирующей LADA Granta.

Примечательно, что его ближайший преследователь во внутрикорпоративном рейтинге – кроссовер ix35, но догнать своего бюджетного родственника он не сможет ни при каких условиях, так как его результат едва перевалил за отметку в 30 тысяч экземпляров. Как бы ни рос сегмент SUV, отвоевать 80-тысячную разницу – это что-то из раздела научной фантастики.

Toyota – плюс 1%

Как показал отчет АЕБ, в 2013-м постепенно стала просыпаться «Toyota». Динамика пока не такая серьезная – один процент. Однако показатель, едва не достигший порога в 155 000, в нынешних условиях не может не впечатлить. Причина тому, впрочем, всего одна – RAV4.

Модель и прежде не страдала от недостатка внимания, но этот автомобиль действительно стоит того, чтобы быть замеченной. В итоге, плюс 47% к позапрошлогоднему результату. И это притом, что продажи кроссовера стартовали не в январе, а в марте. Отчасти помогли «Toyota» и Corolla c Camry – на пару они принесли марке почти 63 тысячи клиентов и поэтому вошли в Топ-25 самых популярных автомобилей российского авторынка. Но по сравнению с 2012-м они оказались в минусе: Camry потеряла около 5%, Corolla – минус 8%.

Mitsubishi – плюс 6%

Определенных успехов в прошлом году добилась и «Mitsubishi» – 78 747 продаж. Причем, это результат командной работы, так как ни одной конкретной модели в рейтингах АЕБ не фигурирует. С другой стороны, японцы должны были выстрелить. Пока остальные объедались деньгами, дышащая на ладан контора усердно обновляла Outlander, а ее российские партнеры продвигали компактный ASX, боролись с желанием французов продать долю в калужском предприятии китайцам и готовили локализацию Pajero Sport. В итоге, они заняли 13 место в абсолютном зачете, что производителя определенно порадует.

SsangYong – плюс 9%

Добился своего и «SsangYong» – 30-тысячный порог преодолен, продажи растут, а главный застрельщик модельного ряда – Actyon в прошлом году пару раз смог опередить лидера сегмента компактных SUV – KIA Sportage. Определенный профит производителю дало и расширение завода во Владивостоке – увеличение количества собираемых там автомобилей, наверняка, должным образом повлияло и на логистику.

Тем не менее, по поводу дальнейших перспектив тут стоит судить очень аккуратно. Rexton и Kyron не молодеют, кроме того, в конце прошлого года «SsangYong» обновил Actyon, оснастив его массой новых опций, что существенно увеличило его стоимость. В результате, стоить он стал примерно столько же, сколько стоят схожие по идеологии и габаритам Toyota, Ford или Opel. Поэтому, если раньше Actyon обладал лучшим в этом сегменте соотношением цены, размера и качества, после рестайлинга остались только качество и размер. А это сочетание уже далеко не такое оригинально. Впрочем, время покажет.