Выбираем настоящие внедорожники

На лучшей выставочной площадке страны Крокус-Экспо с 20 по 23 февраля 2014 года прошла выставка «Вездеход» — полный привод и повышенная проходимость во всех проявлениях инженерной мысли, трудолюбивого таланта, опытных рук и коммерческой прозорливости.

Советский Союз был лживым, но не циничным. Руководство СССР правду про себя, экономику и перспективы страны знало и по мере сил и разумения пыталось ситуацию улучшить. Принятое в качестве оборонной доктрины отсутствие дорог компенсировалось полным приводом, спущенным в виде дополнительного производственного требования Минавтопрома всем заводам страны. Свой автомобиль для бездорожья придумывал (и воплотил) ВАЗ, готовил АЗЛК, мастерил ГАЗ. А УАЗ и во-все был назначен главным в теме, а кроме них полный привод делал ПАЗ, с ним страдал КАВЗ и все грузовые заводы страны. Было понятно, что дорог не будет никогда, но бросать людей на произвол судьбы не планировалось даже после появления теории «Неперспективных деревень». Сегодня, увы, страна брошена на произвол судьбы и не существует никакого государственного желания помочь людям выжить. Если они выстоят, выберутся, выдержат, то лишь за свой счет. Помогать им намерения нет. Что косвенно означает отсутствие проблемы. В противном случае существовала бы федеральная целевая программа, депутатская озабоченность и тема для совещаний кабинета министров. А поскольку сверху не доносится ни звука, а на выставке «Вездеход» нет и следа государственной политики, значит, в этом и состоит позиция власти – выкручивайтесь самостоятельно.

Памяти СССР

Отголоском Советского Союза сиротилась лишь экспозиция ГАЗа, выставившего отмирающих «Соболей» и «Газелей».

На них можно любоваться ежегодно по всякому поводу, включая тематический «Вездеход», но всерьез рассматривать, как машины для крестьян или технику бездорожного села по-прежнему трудно.

Разумным симптомом красовался наш русский Mercedes-Benz Unimog U5000 по цене от €185 000.

Его системно собирают на заводе «Мерседес-Бенц Тракс Восток» под боком КамАЗа и при 50% его участия, остальные 50% принадлежат «Daimler». Когда два года назад страна горела (не по аналогии с Украиной, а в смысле массовых пожаров), оказалось, что тушить не на чем. Наша пожарная техника не пролезает в узкие места природного катаклизма, а ГАЗ-66 в предпенсионном состоянии. И уже тогда было понятно, что выручить нас сможет только немец Unimog. Но пожарным их никто не дает, слишком дорого. А теперь нашлись люди, решившие оснастить страну этим вездеходом. И не одной разовой партией, а на постоянной основе производства и дилерской сети. Уже изготовлены шесть малых лесопатрульных комплексов с начинкой завода «Лесхозмаш» из города Великие Луки. Они со сдвоенными кабинами на экипаж в шесть человек и с запасом воды в 3,5 тонны. Но при общем объеме производства на 2014 год в 80 «Унимогов» всех типов, работы заводу хватит на несколько сотен лет, хотя трудиться надо бы со скоростью пожара. На этом ухмылки государства закончились, а вся остальная экспозиция «Вездехода» была частной.

Кто поможет Кулибину?

Как бы ни изводила система русские таланты, а они все равно выживают.

Инженер Владимир Николаевич Заварзин показал новое воплощение давней идеи – подкатную ось.

Его девиз «Чтобы создать новое – надо вспомнить хорошо забытое старое». Суть его предложения в том, что дополнительной осью можно оснастить любой полноприводный автомобиль. Ось без подвески, не имеет хода, закреплена жестко, прямо посередине машины, но может быть дополнена приводом, превращая внедорожник в бездорожник. 

Нечто подобное есть на БРДМ-2. А на заре полного привода, в первой трети прошлого века, такое решение и вовсе считалось наиболее оптимальным. Инженер Заварзин очень осторожно рассказывает об изобретении, уклоняется от лавров и подтверждает дееспособность не только выставленными образцами, но и патентом, и качеством научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), проведенных на базе ФИИЦМ, известного всей стране под более благозвучным именем НАТИ. Особую симпатию вызывает ходовой образец УАЗ-69 в достойном качестве реставрации. Патриотично, ностальгично, иронично.

Внедорожная мото-экзотика

В прошлом году на выставке «Вездеход» экспонировался полноприводный американский мотоцикл Rokon. Добротный, армейского вида, из хорошего железа. В этом году готов его аналог «Тарусь» из Калуги.

Полегче, поскромней, но не проще и на 20 кг легче. «Тарусь» — чисто русское изделие, задуманное и исполненное во вполне заводских условиях с ощутимым оттенком очаровательной гаражности. Но он есть, готов к продаже, увлекательно ползет по бездорожью и, если надо, вполне подходит для переноски на себе, что бывает выгодно, когда необходимо взгромоздиться на отвесное препятствие (скалу). Особое инженерное изящество русского полноприводного мотоцикла в возможности быстрой сборки-разборки. Школьный дух норматива по разборке Автомата Калашникова, привитый на уроках НВП, материализован в «Тарусе», в несколько приемов раскладываемой в две штатные сумки.

Здоровеньки булы!

К выживанию подготовились и братья из Украины и Белоруссии. Предъявив диаметральный подход. Украинцы из «Krug Expedition» (г.Черкассы) взяли полнопривордный грузовик MAN TGM 13.290 4x4, купили в Европе комплектующие и собрали жилой модуль высочайшего качества с кроватями, кухней, душем и системами жизнеобеспечения (€220 000).

Это версия выживания для миллионеров, по ошибке вместо Куршавеля заглянувших в Анадырь.

А белорусы из фирмы с красивым названием «140 ремонтный завод» (г.Борисов) вышли на улицу, глянули на село, подобрали запчасти от «Уралов», МАЗов, ГАЗ-66, тракторный дизель Д-245 и смастерили снегоболотоход «Пегас» (3 млн.руб.) с колесной формулой 6х6 и активным прицепом 4х4, что в сумме превращает «Пегаса» в машину 10х10. Все колеса у него спаренные, низкого давления, с автоподкачкой. Глубина преодолеваемого брода — 120 мм, после чего машина всплывает и продолжает движение по акватории.

Шведский «Лось» на российском бездорожбе

Шведы закончили воевать в 1811 году и с тех пор уклоняются от подобных неприятностей, но продолжают содержать армию и мастерить для нее что-нибудь полезное, в том числе разведывательно-диверсионные вездеходы Hagglunds BV-206, по нашему просто «Лось». Накатавшись по своей Швеции на «Лосях», они их продают. А в Санкт-Петербурге теперь есть фирма, выкупающая «Лосей» по разным аукционам, привозящая к нам, ремонтирующая их и продающая в надлежащие руки. Шведский «Лось» — явление гусеничное, с активным прицепом и потому полноприводное. Водится в природе двух видов: с бензиновым двигателем Ford 2658E или дизелем Mercedes-Benz 603.950. Всеядны оба варианта, что позволяет им не отравиться даже самым сомнительным топливом. На «Вездеходе» «Лоси» мелькали на разных стендах. На своем родном, а так же в перекрашенном и даже шикарном облике по соседству. То есть специализированные фирмы их уже постигли. А клиенты еще в раздумьях. И не только из-за денег. По Дальнему Востоку скачут недешевые многоцелевые гусеничные вездеходы Isuzu Ohara, притащившие на себе парадный караван «Экспедиции Amarok». Следовательно, дело в умелом разговоре с клиентом, который еще впереди.

Серийное предложение

Наконец-то на «Вездеход» пришли официальные представительства. Сразу трое: «Mitsubishi», «Renault» и «Hyundai».

Японское присутствие было уместно и логично.

На стенде сияли машины, проверенные бездорожьем реальных экспедиций. Pajero Sport Николая Мазуренкова, бывавшего на «Волок. Выходные». Машина постоянно совершенствуется и уже получила автономную пневмосистему подкачки с ресивером и пароходным гудком. Тут же L200, успешно одолевший в прошлом году «Автопутешествие по всем правилам «90-60-90».

«Renault» со своими грандиозными покорителями бездорожья смотрелся не так убедительно. У него три модели для поездок за МКАД: Koleos, Duster и Sandero Stepway. Первые два хотя бы 4х4, а перед третьим даже нет смысла нагибаться в поисках полного привода. Обычное самомнение.

Легковая машина повышенной проходимости Hyundai Santa Fe на этом фоне хоть немного честней…

[img=16420]