Правительство оставляет автопром на произвол судьбы

На встрече министра промышленности и торговли РФ с представителями автомобильных компаний, имеющих производство на территории нашей страны, чиновник, по сути, отказал российскому автопрому в господдержке. То есть машины будут только дорожать.

На встрече с главой Минпромторга Денисом Мантуровым, прошедшей в понедельник, 24 марта, присутствовали послы «АВТОВАЗа», «Volkswagen» (представляет заводы по производству «Skoda», «Audi», «SEAT» и VW), «Hyundai», «Ford», «Toyota», «Mitsubishi», «Peugeot», «Citroen», «Renault», «Sollers», «Группы ГАЗ» и «КАМАЗа». Автопроизводители просили государство о возобновлении льгот, государство по большей части отвечало отказом.

Представителей иностранных компаний больше интересовало смягчение условий соглашений о промышленной сборке. Последние дают возможность производителям ввозить автомобильные комплектующие по нулевым или сниженным таможенным пошлинам вплоть до 1 июля 2018 года (в некоторых случаях до 2020 года). Глава Минпромторга посчитал дополнительные послабления невозможными. Стоит отметить, что ранее правительство обещало поддержку субсидиями и «иными формами» всем заводам, чьи контракты о промсборке истекают в 2018 году.

Второй отказ касался просьбы возобновления программы льготного кредитования. Последний раз она действовала с июля по декабрь 2013 года и позволила реализовать 276 640 автомобилей, что обошлось государству в 8,6 миллиарда рублей – правительство компенсировало часть процентной ставки по кредиту на автомобили стоимостью до 750 тысяч рублей. В отличие от предыдущей программы ценовой потолок был поднят на 100 тысяч рублей, также было неважно, где именно выпущен автомобиль, но в итоге 80% проданных машин было произведено в России.

Минпромторг также отказал и в возобновлении программы утилизации старых автомобилей. Она действовала с 1 января по 31 декабря 2010 года, после чего была продлена до 31 декабря 2011 года. Владельцы автохлама могли сдать любую машину дилеру, осуществляющему утилизацию, за что платили три тысячи рублей, а взамен получали сертификат на 50 тысяч рублей. Последний являлся скидкой при покупке нового авто. По словам Мантурова, легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт уже получили свое, а сейчас правительство желает помочь производителям коммерческого транспорта.

Еще одна инициатива, с которой выступил Минпромторг, предполагает ограничение госзакпуок автомобилей иностранного производства с 1 апреля 2014 года. Соответствующий проект постановления был внесен на рассмотрение правительства. Это также ударит по сбыту продукции. Однако чиновники все же смогут приобрести иномарки с определенным уровнем локализации производства, каким именно – министр не уточнил. Согласно предварительным данным, дилеры смогут выставлять автомобили на тендерах по госзакупкам, но только вместе с планом инвестиций по дальнейшей локализации производства.

Упорство Минпромторга может сильно повлиять на потребительский спрос и рост цен на автомобили, которые в начале 2014 года и так дорожают из-за ослабления курса рубля. В самом ведомстве предрекают падение продаж новых автомобилей на 6,5-10%. Автопроизводители более пессимистичны: новый президент «АВТОВАЗа» Бу Андерссон говорит о цифре 20%.

Впрочем, возлагать вину только на правительство будет не совсем корректно – некоторые шаги навстречу власти все же делают или делали ранее. Например, автомобильные заводы близ Санкт-Петербурга, созданные на территории инновационной особой экономической зоны (ОЭЗ), не пользуются преференциями ОЭЗ, так как промышленное производство там запрещено. Правительство России готовит поправки в закон об ОЭЗ, согласно которым с осени 2014 года ограничения будут сняты, и автомобильные заводы смогут включить свои территории в ОЭЗ Санкт-Петербурга. В результате с них снимут обязательство уплачивать налог на имущество, а налог на прибыль сократится с 20 до 13,5% - это минимальная ставка, которую могут предложить законодательные органы субъектов РФ.

В начале года правительство согласилось выделить 270 миллиардов рублей автопроизводителям и их поставщикам в качестве компенсации за научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), выпуск автомобилей экологических классов «Евро-4» и «Евро-5» и их гарантийное обслуживание, использование энергоресурсов и содержание рабочих мест. Эти деньги компании получат в 2014-2016 годах. Такая «щедрость» государства была вызвана введением утилизационного сбора для российских предприятий под давлением членов ВТО.

Однако этих мер явно недостаточно, а проблемы автопроизводителей в итоге коснутся каждого из нас. Любая дополнительная статья расходов, которая ляжет на плечи компаний, неизбежно отразится на стоимости автомобиля, то есть и на нашем с вами кошельке. В результате падение покупательской активности повлечет за собой сокращение объемов производств и инвестиций, снижение заработных плат и увольнение лишних сотрудников, читай рост безработицы.