Как тратить меньше денег на топливо и реже посещать АЗС

Автопроизводители с разной степенью успешности, но активно борются с каждым лишним граммом потребляемого их продукцией бензина. И на этом фоне давать советы по экономии топлива автовладельцем может показаться делом бессмысленным. Но только на первый взгляд. На самом деле водитель может очень существенно сократить свои траты на горючку.

Экономим на двигателе и КП
Экономия топлива начинается с... выбора машины. Европейские автовладельцы уже давно вынуждены считаться с высокими ценами на топливо. Поэтому вот уже который десяток лет уверенно предпочитают дизельный мотор и механическую КП. Один из наших коллег свое детство и юность провел во Франции. И утверждает, что о существовании в природе автоматических коробок передач узнал только побывав на исторической родине. Но шутки шутками, а отказ от «автомата» экономит, как минимум, один литр топлива на каждую сотню километров пробега. Разумеется, с поправкой на конкретную модель авто и манеру езды водителя. Если подходить к выбору машины с точки зрения экономичности, она должна быть еще и маленькой. Ведь на перемещение большей массы по определению требуется тратить больше энергии. А взять ее можно только из моторного топлива. Таким образом, для экономии нужно купить маленькую машину с «механикой» и дизельным моторчиком.
 

Не экономим на свечках
Но этого недостаточно. Плохой уход за машиной может свести на нет ее экономические преимущества. И никакая умная электроника тут не поможет. Например, когда свеча зажигания уже «помирает» или загрязнена, о стабильном искрообразовании можно забыть. Происходит неполное сгорание бензина. Мощность мотора падает на фоне растущего расхода. Засоренные (давно не менявшиеся) топливный и воздушный фильтры тоже заметно поднимают потребление горючего. Из-за некорректной работы тормозных суппортов может происходить постоянное подтормаживание колес. Как это отражается на расходе топлива можно пояснять. Ну и классический совет: следите за давлением в шинах. Полуспущенное колесо тоже тормозит движение.
 

Не тормози!
Для экономичной езды достаточно всегда и везде как можно меньше касаться педали газа. И не потому, что «тормоза придумали трусы». А из соображений логики: если ты тормозишь, то потом тебе придется ускоряться. Другими словами, лишний раз жать на педаль газа, заливая дополнительный бензин в цилиндры двигателя. Постоянно держать в голове эту мысль очень полезно. Благодаря ей, начинаешь обращаться с педалями с материнской нежностью. Перестаешь давить «газ в пол», завидев каждое свободное окно в потоке. Зачем, если все равно впереди светофор горит красным? Лучше плавно подкатить к нему чуть позже, зато когда тебе уже включат зеленый. Правило плавного нажатия на газ в этой ситуации позволяет вместо двух интенсивных разгонов обойтись одним плавным.


Равномерность – наше все!
Из вышесказанного следует, что самое экономичное движение – равномерное, без резких ускорений и торможений. В идеале – вообще без изменений скорости. Но только если двигатель работает в пределах 2000-2500 об/мин. Равномерный «полет» на повышенных оборотах мотора экономичным назвать нельзя. Для большинства современных машин режим движения в диапазоне 80-100 км/ч на высших передачах КП будет максимально экономичным. На этих скоростях мотор работает на умеренных оборотах. И аэродинамическое сопротивление еще не столь велико, чтобы оказывать решающее влияние на топливную экономичность.


Держим дистанцию...
Коли речь зашла о движении по трассе, стоит всегда стараться держать максимально возможную дистанцию до впереди идущей машины. Это пригодится на случай ее торможения. Вам не придется нажимать на тормоз. Максимум, чего потребуется – приотпустить педаль газа, используя торможение двигателем. Пока вы исчерпаете запас дистанции до тормозящего перед вами, он, скорее всего, успеет вновь разогнаться. Или освободит дорогу вообще – в случае, когда замедлялся перед поворотом на другую дорогу.

Объективности ради скажем, что сэкономить топливо можно и прямо противоположным способом: держаться максимально близко за впереди идущей фурой или автобусом. Да, нахождение в «мешке» разреженного воздуха за кормой машины-лидера экономит топливо. Происходит это за счет снижения аэродинамического сопротивления. Однако у этого метода есть оборотная сторона. Предельно малая дистанция на больших скоростях означает одно: при резком торможении впереди идущего вы почти гарантированно войдете вместе со своей машиной ему в корму. И тут экономия пары литров топлива может обернуться куда большими расходами. Зачем заставлять близких тратиться на ваши похороны?
 

Груз – долой
И коли речь зашла об аэродинамике, не лишним будет заметить: любой груз на крыше здорово увеличивает сопротивление набегающему потоку воздуха. Самой аэродинамичной формы багажник будет «отъедать» лишние литры бензина даже на относительно небольших скоростях. Да и каждый лишний десяток килограммов барахла требует для своего разгона дополнительных энергозатрат.
 

Глушим кондиционер
Частенько встречается совет выключать ради экономии топлива кондиционер. В жару без него туго и потому люди открывают окна. Такой способ экономии оправдан лишь на городских скоростях – не выше 50-60 км/ч. Когда стрелка спидометра переваливает за 80 км/ч, открытые окна начинают самым негативным образом влиять на все ту же аэродинамику. Причем настолько, что смысл отключения кондиционера пропадает начисто. Вывод: хочешь реально экономить «на кондиционере» – забудь об открытых окнах.
 

Навигатор в помощь
Парадоксально звучит, но факт: навигатор тоже может способствовать экономии топлива. Особенно если он умеет получать оперативную информацию о пробках на маршруте. Зачастую гораздо выгодней неторопливо проехать по объездному маршруту, нежели жечь топливо в заторах. Если водитель из опыта знает местоположение традиционных «засад», можно обойтись и без подсказок электроники
 

Выбираем время
С методом «правильного маршрута» перекликается «метод правильного времени». Не секрет, что городские пробки в будние дни и пригородные заторы по выходным случаются в моменты массового выезда людей на дороги. И все они сжигают массу лишнего бензина. Если экономия топлива представляется важней лишнего часа-полутора утреннего сна, такой метод для вас. Ну и что, что вы окажетесь у дверей офиса на пару часов раньше начала рабочего дня? Зато проскочите по пустым дорогам еще спящего мегаполиса. Тем более, что досмотреть ночные сны можно будет уже на месте, прямо в машине...
 

Поменьше «холостых»
«Пробочный» перерасход топлива может немного уменьшить система «старт-стоп». Она автоматически глушит двигатель на время остановки и заводит его при касании педали газа или отпускании педали тормоза. Проблема в том, что это – опция, которую предлагают далеко не все автопроизводители и далеко не для всех своих моделей. Но некое подобие «старт-стоп» может изобразить и сам водитель. Глушить и заводить мотор вручную каждые 5-10 секунд при движении в пробке – это, конечно, перебор. Да и стартер спасибо не скажет. Однако привычка глушить мотор при каждой стоянке длительностью более полуминуты может сэкономить немало литров топлива.