32659

Автопром в свете фар

Автомобильная светотехника: от масляных светильников до лазерных прожекторов
Эффективно работающие фары – одно из главных условий безопасной езды. И сегодня головной свет в автомобилях самостоятельно переключается с дальнего на ближний, подсвечивает угол поворота, автоматически зажигается и тухнет. А «в утиль» списывается не только галоген и лампы нитевидного типа, но и ксенон.
Изображение Автопром в свете фар

Фары от карет

В конце XIX века на автомобилях применялись масляные или ацетиленовые светильники – по сути те же, что и в предшествующих им каретах. К 1898 году американцы из Electric Vehicle явили миру первые электрические лампы накаливания, которые довольно быстро вошли в обиход тогдашних автостроителей. Спустя 17 лет на машинах стали устанавливать дополнительные фонари, отдельно используемые в качестве источников дальнего света. И только в 1924 году появилась первая в мире фара со встроенным переключателем ближнего света на дальний. Еще через десять лет компания Tatra смогла похвастать самыми настоящими поворотными фарами, которые были установлены на модель Т77 и поворачивались вместе с рулевым колесом в нужном направлении за счет их соединения с рулевой рейкой. Со временем светотехника стремительно эволюционировала и в 1961 году консорциум европейских производителей впервые представил общественности галогеновую лампу формата Н1. Долгое время она являлась самым эффективным излучателем света. Позднее появились более мощные H4 и H7.

Старомодный ксенон

Сегодня современные автомобили в большинстве своем оснащаются газоразрядными ксеноновыми лампочками, разработанными еще в начале 90-х баварскими технологами, опыт которых впоследствии успешно переняли инженеры и других марок. Впервые такая оптика, распределяющая ближний и дальний свет в линзах посредством металлической шторки, дебютировала на BMW 7-er в 1991 году. Нехитрый принцип ее работы, впрочем, как и всех сегодняшних аналогов, заключается в следующем. Шторка в закрытом положении способствует рассеиванию светопотока, создавая наибольшую эффективность свечения с маленькой площади, что и образует так называемый ближний свет. А в открытом состоянии светоотдача выполняет функцию направленного действия, то есть «бьет» прямо с максимальной дальностью. Другими словами, это и есть дальний свет.

Светодиоды – дело прошлое?

Но если внедрение ксенона можно по праву считать заслугой BMW, то с адаптивной оптикой их опередили конкуренты из Daimler, впервые опробовав свою фирменную систему Intelligent Light System на Mercedes-Benz E-Class (кузов W211) в 2001 году. Новая опция сама позволяла контролировать светопередачу в зависимости от времени суток и погодных условий, в частности, рассеивала пучок света в сторону поворота вслед за направлением руля.

Постепенно конструкцию электромагнитных шторок с газонаполненными лампами стали вытеснять светодиодные огни. В отличие от ксенона, срок службы которого составляет не более 3000 часов, они способны работать в непрерывном режиме около 100 тысяч часов. И первыми, кто установил светодиодные фары ближнего света, стали японцы, презентовавшие их на седане Lexus LS 600h в 2007 году. А через год ингольштадтцы представили спортивный Audi R8 с полностью головной LED-оптикой, распределяющей как ближнее, так и дальнее освещение.

Год спустя о себе вновь заявил Mercedes-Benz и, что любопытно, снова с E-классом. В компании похвастали усовершенствованной системой адаптивного статического света, автоматически переключающей дальний на ближний, дабы не слепить водителя встречного автотранспорта. Конструкция такой блок-фары представляет собой несколько секций, состоящих из диодных групп, часть которых в случае необходимости может самостоятельно отключаться. Точнее сказать, с помощью миниатюрного датчика освещенности, фиксирующего обстановку на дороге и передающего сигнал на небольшой электронный модуль.

В настоящий момент эта технология уже нашла широкое применение в автомобилях различных производителей. Помимо немцев, ее облюбовали британские Jaguar и Land Rover, заокеанские Lincoln и Ford, японские Acura, Infiniti, Toyota и Lexus. Что примечательно – систему инсталлируют не только в модели премиум-сегмента, но и в более доступные автомобили. Скажем, Opel Insignia, Volkswagen Passat, Nissan Qashqai, SEAT Leon, KIA Picanto и даже некоторых продуктах китайского автопрома могут похвастать таким светом.

В погоне за матрицой

Между тем, не заставили себя долго ждать и представители «колец», представившие в минувшем году флагманский Audi A8, оборудованный высокотехнологичной матричной оптикой. Особенностью головного света «авоськи» являются интегрированные в каждую фару 25 мощных LED-элементов, размещенных по пять штук в группе с индивидуальными рефлекторами. Проще говоря, технология позволяет существенно увеличивать яркость светового пучка, который при этом нисколько не ослепляет шофера, двигающегося на авто в попутном направлении. Заслугой тому – специальный блок управления, понижающий мощность огней перед приближающейся машиной, а происходит это путем включения-выключения отдельного ряда светодиодов в зависимости от обстановки на проезжей части, контролируемой сенсорами и видеокамерой. К тому же, немцы оснастили седан оригинальными повторителями поворота,состоящими из 18 диодных лампочек, которые при включении сигнала поочередно мигают по направлению движения, как бегущая строка.

Что интересно, поначалу такому нововведению воспротивились американские эксперты из Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA), сославшись на закон от 1968 года, запрещающий использование на автомобилях фар неустановленного образца. Правда, после проведения независимых испытаний комиссия все же дала модели зеленый свет на освоение местного рынка. Кстати, по одной из версий, первоначальное решение о запрете эксплуатации А8 в США было принято с подачи Cadillac, который неоднократно метил на первенство в гонке за «суперсветом», начиная с далекого 1952 года, когда его специалистами впервые была протестирована система датчиков, посылающих сигналы на включение дальнего света в темное время суток. Однако в серийных автомобилях марки подобную технологию стали практиковать лишь пару лет назад.

Лазерное будущее

Но, пожалуй, самую жирную точку или, точнее, запятую в битве автопроизводителей поставил баварский концерн, выкативший гибридный суперкар BMW i8 с первыми в мире штатно установленными лазерными фарами. Предельная дальность светового потока составляет порядка 600 метров, при этом фары практически не нагреваются, потребляют минимум электропитания и совершенно не слепят встречных ездоков. Во многом это обусловлено применению сверхкомпактных элементов, совместивших в одном блоке систему зеркал, линз и световодных отражателей. Аналогичную схему уже внедрили «ваговцы» в функционал эксклюзивного гиперкара Porsche 918 и нечто подобное сейчас готовит Mercedes-Benz для своего S-Class.

Опоздала на сей раз и Audi, не так давно анонсировавшая выход лимитированного R8 с литерой LMX, получившего в перечень стандартного оборудования лазерную оптику. Правда, работает она лишь на скоростях, превышающих 60-километровую отметку. В других же случаях по-прежнему ответственность за освещение несут светодиодные огни, в то время, как у BMW i8 «лазеры» функционируют постоянно.

Зато дебютировавшая в начале весны на скоростном треке в Сильверстоуне Audi R18 e-tron Quattro стала первым и на сегодняшний день единственным гоночным болидом в мире, оснащенным лазерными прожекторами. Хотя вряд ли это конец истории. Не терпится узнать, за кем же будет следующий ход?