«Газон NEXT»: впервые за двадцать лет

Перед выходом на конвейер «Газон NEXT» прошел всевозможные испытания. Зимой на Кольском полуострове и Урале, летом — на горных дорогах в Сочи. Плюс к этому — сотни тысяч километров на заводском полигоне. Да и «заключительный» журналистский тест-драйв был, что называется, на грани фола.

...Испытание разделили на три этапа: упражнение на маневрирование, кольцевой участок на гоночном треке «Нижегородского кольца» и внедорожный спецучасток. На последнем вашему корреспонденту повезло стать штурманом у капитана заводской гоночной команды Михаила Шкляева. Для этого был выбран спецучасток на склоне с полным ассортиментом «внедорожных радостей» — подъем, резкий спуск, трамплины, выбоины, глубокая колея и т.д. Кстати, гоночный «Газон Некст» я уже в этом году видел в деле на ралли-рейде «Великая Степь» в Калмыкии. На первом разминочном заезде в пригороде Элисты он элегантно и на первый взгляд меланхолично шел наравне с гоночными КамАЗами и их обошел. Визуально это выглядело элегантнее «рваного» ритма «Голубой армады»....

«Газон NEXT» стал пятым в линейке газовских среднетоннажных грузовиков. Первенец, знаменитый ГАЗ-АА в представление не нуждается, достаточно вспомнить «Дорогу жизни» в блокадный Ленинград. ГАЗ-51 стал символом восстановления страны в послевоенные годы. ГАЗ-53 — «рабочая лошадка» масштабных строек типа БАМа и освоения целины. Производящийся до сих пор ГАЗ-3307 и его модификации — трудяга времен развала СССР и последующих экономических коллизий. Заводчане обещают, что «Газон Некст» будет достойной заменой своим великим предшественникам. Причем не в формате плановой экономики и ударных темпов, а исходя из рыночных приоритетов.

С родным двигателем

...Упражнения на маневрировании напомнили советские курсы ДОСАФ, где оттачивали ювелирную технику вождения и подготовка водителей была не в пример выше современной. На стандартных «змейках», «кружке», «теще», заезде в «гараж» конусы-ограничители стоят так близко, что грузовика в них еле проходит. Запомнилось упражнение на разгон и торможение, которое сейчас не практикуется в автошколах. В одной точке нужно филигранно подъехать к столбику и прямо из кабины снять с него кольцо, а потом на небольшом участке разогнаться, притормозить и так же аккуратно подъехать к другому столбику, чтобы это кольцо повесить. И на этом автомобиле ваш корреспондент все испытания прошел легко, непринужденно — на пятерку!...

Ради нового автомобиля заводчане полностью модернизировали производство — инвестиции в проект «Газон NEXT» составили 2,3 миллиарда рублей. Что касается самого продукта, то ГАЗ пошел по уже проверенной маркетинговой программе сочетания цены и качества. Цена действительно лучшая в своем классе: от 1 085 000 рублей. К примеру, ближайшие конкуренты Isuzu NPR 75, Hundai HD 78 и Mitsubishi Canter обойдутся покупателю минимум в 650 000 рублей. Плюс к этому гораздо дешевле стоят запчасти и их можно купить в любой точке страны. Так же более доступна и сервисная база. Мало того, с учетом российских дорог это самый проходимый грузовик в своем классе, к тому же адаптированный под низкие температуры — посему есть опция предпускового прогрева. Стоит заметить, что это первый газовский среднетоннажник за 20 с лишним лет. Выпуск ГАЗ-3307 начался в 1989 году и принципиально новых грузовиков в этом классе с тех пор не появлялась. «Газель» и «Валдай» — более легкая техника. Но в отличие от ГАЗ-3307, новый «Газон» получился по-европейски комфортным и качественно собранным. Модернизировав линию производства, газовчане не стали проводить ненужных экспериментов и снабдили его компонентами от ведущих производителей. Например, амортизаторы — от «Tenneco», тормозная система — «Babco», панель и приборы — «Autocomponent». А вот «сердце» нового автомобиля — отечественного производства. Не смотря на прогнозы, что на новом грузовике будет стоять двигатель-«иностранец», он родной — дизельный ЯМЗ-5344. Его специально разработали именно под «Газон Некст» и адаптирован к российской солярке, которая далеко не идеальна. Стоимость запчастей и ремонта – на 20 процентов ниже зарубежных аналогов.

...Погодные условия добавили адреналина — пошел снежок, и маневрировать стало сложнее. Затем похолодало и гоночный трек «Нижегородского кольца» превратился в ледяной каток. Тем более, что эта трасса хоть и считается одной из лучших в стране, предназначена все таки для легковых автомобилей. Наблюдать заезды было интересно и со стороны, и сидя внутри кабины грузовика. Меня серьезно занесло дважды — в первый раз помог инструктор, во второй справился сам. Кстати, педаль газа у «Некста» чувствительная — никакого двойного выжима не требуется. И когда этот тест-драйв закончился, я откровенно порадовался за будущих владельцав грузовичка: как говорится — дешево и сердито!...

О других нюансах нового автомобиля. Кабина – оцинкованная. На производстве ее окрашивают в комплексе «Eisenmann» — там же, где и микроавтобусы «Мерседес». В отличие от предыдущих версий, в ней три сиденья с 6 параметрами регулировок, но при этом больше свободного пространства и обзора. Крепится кабина на резино-металлических шарнирах. Отдельная тема — двухрядная кабина. При опущенных спинках получается просторное полутораспальное место. Я со своим ростом в 1,8 метра расположился вполне комфортно. В базовой комплектации рабочее место оснащено подогревом сидений, электростеклоподъемниками, обогревом зеркал и круиз-контролем. Рулевая колонка регулируется по высоте. Еще одно новшество, удобное для водителей — отверстие в панели для пластиковой «полторашки». Ведь именно из таких емкостей водители уталяют жажду в долгих поездках. Кстати, туда же аккуратно входит и стандартный термос. Рама автомобиля так же защищена антикоррозийным покрытием и усилена усилителями лонжеронов и задними кронштейнами. Имеется и оригинальная поперечина для установки буксировочных устройств и бампера. Система торможения — пневматическая. Тормоза везде стоят дисковые, износ колодок производитель обещает в 200 000 километров. Плюс системы ABC и ASR и базовой комплектации. Педаль газа достаточно чувствительная — малейшего нажатия вполне хватает. Подвеска принципиально новая. Малолистовые передние рессоры усилены, а задние — модернизированы. Рессоры на резино– металлических шарнирах. Так же установлены стабилизаторы поперечной устойчивости передней и задней осей. КП модернизирована и за счет утолщения шестерен увеличен крутящей момент — до 490 Hm.

О культуре эксплуатации

Проектная мощность нового производства должна составить 30 000 автомобилей в год. Помимо трех модификаций, в следующем году должен начаться выпуск полноприводной версии. Пока же журналистам представили модификации на базе «Некста»: мусоровоз, машина для ЖКХ, самосвал, фургон и бортовая версия. В будущем на базе новинки планируется выпуск седельного тягача грузоподъемностью до 18 тонн. Который будет собираться на «ГАЗе». Всего за этот год «Группой ГАЗ» выпушено 13 новых продуктов: от «Газели Некст» и аналогичного автобуса, трех видов автобусов на базе ЛиАЗ и КАВЗ, тягача Урал-М до «Газонов». При этом производство ставших популярными «Валдая» и «Газели Бизнес» не будет сокращаться:

—Наш клиент: это рачительный хозяин, — заметил директор по развитию дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» Павел Середа. — Он умеет считать деньги, боится прогадать и все просчитывает. Если сказать, что производство этих автомобилей прекращается, клиенты дружно закричат: «караул»! Мы четко понимаем, кто наш клиент и чего он хочет. Да, есть много пожеланий по развитию нашей продукции. Но как правило, для их выполнения приходится увеличивать стоимость автомобиля. И если мы пойдем на поводу у таких «пожелателей», то нас быстро сомнут конкуренты. Но мы работаем на клиента и держим свою долю на рынке именно по этому...

Отдельная тема — износ запчастей. Да, они гораздо дешевле «иномарочных», но практика показывает, что менять их приходиться чаше. И поневоле задумываешься о качестве продукции. Но производители видят здесь еще один нюанс: культуру эксплуатации автомобилей. Увы, жажда максимальной прибыли заставляет перевозчиков не считаться с элементарными техническими характеристиками автомобилей. И это не только в России:

— Когда мы начали поставлять «Газели» в Турцию, я звоню и спрашиваю одного из клиентов: как машина, — комментирует ситуацию президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин. — Он мне говорит: все нормально, еду по дороге, только авто немного «гуляет». Я спрашиваю: сколько везешь? В ответ: 4,8 тонны! На «полуторке»!

Занимательная геополитика

Уже давно подмечена нехорошая тенденция, что когда речь заходит о газовском продукте, тут же поневоле завязывается нудная дискуссия о «российском — импортном». Посему приведу немного цифр. Например, «Мерседес» продает в РФ в год около 4000 коммерческих автомобилей. Но если ГАЗ перейдет на такие же мизерный объемы продаж, то завод придется закрыть. Еще немного цифр: благодаря «Газели Некст», по легким коммерческим автомобилям ГАЗ увеличил свою долю на рынке с 78 до 82%. По среднетонажным грузовикам нынешняя доля рынка — 55%. С появлением «Газона Некст» заводчане планируем подняться до 65%. Но примечательно другое. На рынке комтранса конкуренты россиян — «Мерседес», «Форд», «Ситроен», «Пежо», «Хендай». В принципе, те же, что и в легковом секторе. Но почему-то ГАЗ в коммерческом сегменте может противостоять экспансии иностранцев, а производители легковых автомобилей — нет... Доля отечественного производителя легковушек на рынке РФ — только 15%. Тем не менее, разговоры о прекращение дотаций отечественному автопрому наиболее популярны. И вот, что думает по этому поводу Вадим Сорокин:

— На каких условиях мы вошли в ВТО? Что бы нам продать машину в Германию нужно заплатить 22% таможенной пошлины, а им — 10%. А завтра будет у них 5%, а у нас — 27%! И при этом у нас кричат: сколько можно правительству поддерживать российский автопром? Создайте равные условия — и не надо нас поддерживать! Выпуском этого автомобиля мы вполне откровенно заявили, что никого не боимся. Мы вложились в новые линии производства, что бы быть независимыми. Мы прекрасно понимаем, что ситуация на рынке будет оставаться сложной, но ГАЗ продолжает оставаться прибыльным!

Технические характеристики «Газон – NEXT»

Модификации:

С41R13 (стандартная база, однорядная кабина)

C41R33 (удлинённая база, однорядная кабина)

C42R33(удлинённая база, двухрядная кабина)

Масса снаряженного автомобиля от 3310 до 3720 кг.

Грузоподъемность – 5 тонн

Максимальная скорость 110 км. в час

Двигатель: ЯМЗ-5344 дизельный, 4-х тактный, с турбонаддувом и охладителем надувочного воздуха, жидкостного охлаждения, с насосом ГУР и компрессором тормозной системы

Рабочий объем цилиндров: 4,43 л

Максимальная мощность, кВт (мин-1): 109,5 (2300)

Коробка передач: механическая, пятиступенчатая

Амортизаторы: гидравлические телескопические двустороннего действия

Рабочая тормозная система: пневматическая с АБС и ПБС

Тормозные механизмы передних и задние колеса - дисковые