Как интернет-сервис страховщиков ограбит автовладельцев

На сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) появилась возможность расчета в режиме онлайн стоимости запчастей и работ в случае поставарийного ремота. Как и ожидалось, оценки там получаются явно заниженными.

РСА запустил онлайн-сервис проверки средней стоимости запчастей. Как ни странно, он еще и работает! Именно с его помощью теперь в обязательном порядке будут оценивать стоимость возмещения материального ущерба по ОСАГО. Причем, по всей стране. Оценка ведется на основании «Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», утвержденной Центробанком.

Пользоваться «калькулятором» РСА крайне просто. Хочешь выяснить цену запчасти, подлежащей замене – в одном окошке выбираешь свой экономический район, в другое вводишь номер искомой детали, взятый из фирменного каталога. И через минуту получаешь ответ – ее цену в твоем регионе. С выяснением стоимости нормо-часа, установленной деятелями из РСА для ремонта в твоем регионе просто выбираешь его название в другом окошке и получаешь цену. Именно столько, по мнению страховщиков автосервис возьмет с автовладельца за каждый час работы с его авто.

Свежеизбранный президент РСА Игорь Юргенс считает, что «Работа системы позволит автовладельцам контролировать правильность определения размера страховой выплаты страховыми компаниями и упростит процесс урегулирования убытков». В том, что сервис «упростит компаниям процесс» сомневаться не приходится. Вот только автовладельцам от этого легче не станет. Они смогут лишь «контролировать правильность», в очередной раз убеждаясь, что их облапошили. Почему так, объяснить проще простого.

Для примера возьмем достаточно старенькую но конструктивно крепкую и надежную машину. Которая, при условии безаварийной езды может служить владельцу десятилетиями. Скажем, – Suzuki Grand Vitara XL7 предыдущего поколения. Ее выпуск прекращен был в 2006 году. То есть возраст этого авто – не менее 9 лет. Пусть наша машина «живет» в столице, это в Центральном экономическом районе. К этому региону относятся Москва, Подмосковье и соседние области.

 

Коэффициент износа - самый главный инструмент, с помощью которого страховщики по ОСАГО заставляют автовладельца ремонтировать машину за свой счет.

 

Допустим, в ДТП пострадала передняя фара. Выясняем ее каталожный номер и отправляем запрос в интернет-сервис РСА. Оказывается, страховщики ценят ее в 7500 рублей. При том, что оригинальная фара Suzuki для Vitara XL7 стоит сейчас в столице 12 200 рублей. Почувствовали разницу? Но не беда: рынок наводнен неоригинальными запчастями. Фара-«неоригинал» для этой машины сейчас в Москве стоит 4500-6500 рублей, в зависимости от производителя. То есть получается, что страховая компания заплатит нам за фару 7500 рублей, а мы купим за 4500 и еще заработаем денег на собственной аварии?

Не дождетесь, профита не получится по определению. Страховщики только плачутся, что сами себе в убыток по ОСАГО работают, на самом деле этого нет, не было и никогда не будет. Так произойдет и в случае с нашей фарой. Получив цифру 7500, оценщик страховой компании взмахивает волшебной палочкой под названием «коэффициент износа» и в результате причитающаяся нам сумма усыхает ровно вдвое, до 3 725 рублей. Машина-то старенькая! Значит, фара износилась вместе с ней на 50%! Получается, что автовладелец, как ни старайся, а все равно будет доплачивать за восстановление своей машины. А ведь речь идет об ОСАГО: человек не виноват, что его машину кто-то разбил. Однако чинить ее все равно приходится за свой счет!

Но еще более наглое, будем называть вещи своим именами, «кидалово» запрограммировано в подсчете стоимости нормо-часа по методу РСА. Новый сервис считает, что его цена одинакова на всей территории того или иного экономического округа. То есть, и в СТО официального дилера в Москве и, например, в придорожной мастерской в каком-нибудь городе Ржеве Тверской области. И для ремонта, LADA, и для восстановления Mercedes. Крайне «объективно», не правда ли? Вернемся же к нашей эталонной 9-летней Grand Vitara. Для всего Центрального экономического района РСА определил стоимость нормо-часа на уровне 890 рублей. Suzuki, конечно, не Mercedes, но и не жигулевская «классика» же! На самом деле, в официальных «сузуковских» СТО цена нормо-часа сейчас находится на уровне 2000 рублей. У московских неофициалов – в районе 1000 рублей.

Пока автовладелец не попытался оспорить размер выплаты по ОСАГО в страховой компании, ни один суд не примет к рассмотрению его иск по этому поводу.

Как, спрашивается, оплатить работу слесаря-ремонтника, исходя из расценок РСА? Да никак, только из своего кармана! Таким образом, новый сервис РСА может считаться полезным лишь с одной точки зрения. С его помощью можно получить примерное представление об истинной стоимости ремонта машины. То есть, сколько страховщик должен был бы заплатить по справедливости. В наших же реалиях на руки ты получишь лишь половину требуемой суммы. Причем, последние изменения законодательства в области ОСАГО делают невозможным оспорить такое положение дел даже в суде! Сумма оценки получена по «Единой методике»? Коэффициент износа применен правомерно? Все, до свидания, дорогой автовладелец, скажет вам любой российский судья.