Российский автопром уходит из страны

Катастрофическое падение спроса на новые авто и девальвация рубля заставляют автопроизводителей пересматривать рынки сбыта. Российский автоэкспорт меняет ориентиры: место Украины займут Казахстан, Белоруссия и Киргизия. Вырастет спрос в Армении, Узбекистане и Азербайджане. А вот на рынки дальнего зарубежья рассчитывать не стоит: высокие таможенные пошлины и стоимость доставки нивелируют эффект слабого рубля.

Напомним, что в 2014 году экспорт легковых автомобилей из России составил 127 500 единиц на общую сумму почти в 1,5 млрд. долларов. В этом году объем экспорта иномарок из России может составить 150 000–200 000 машин. Цифры не бог весть какие, но при аховом положении на внутреннем рынке – и это хлеб.

Мы попросили экспертов ГК «АвтоСпецЦентр» сравнить объемы и географию рынка экспортируемых авто за два минувших года и определить перспективы экспорта автомобилей на год нынешний.

Доля иномарок в общем объеме экспорта автомобилей из России приблизилась к 50%.

Итак, по словам аналитиков, экспорт легковых авто из Российской Федерации в 2014 году снизился на 27,6%. В страны дальнего зарубежья было поставлено 3000 машин (небольшой рост по этому направлению – 7,1%) на сумму 65,1 млн. долларов. В страны СНГ продажи легковых машин составили 45 900 единиц (на 29,2% меньше, чем в 2013 году), на сумму 462 млн. долларов. Одна из причин снижения экспорта – экономическая и политическая ситуации на Украине: в прошлом году на украинском рынке было реализовано 6800 легковых авто, выпущенных в России, что почти в 4 раза меньше по сравнению с 2013 годом. Таким образом, падение спроса на модели российского производства превзошло общее снижение продаж автомобилей в стране, которое по итогам года составило 54,5%. В результате доля машин, привезенных из России, на украинском авторынке сократилась с 12% в 2013 году до 7% в 2014, а в этом и вовсе стремится к нулю.

В тоже время сокращение экспорта в Украину может быть компенсировано ростом продаж российских авто в Казахстан, несмотря на девальвацию национальной валюты, поскольку рынок импорта из России в конце прошлого года вырос на 5,4%. Эксперты прогнозируют дальнейший рост экспорта и отмечают, что наибольшей популярностью там пользуется продукция АВТОВАЗа. Подобная тенденция сохранится и в будущем, считают аналитики ГК «АвтоСпецЦентр», отмечая, что это обусловлено ценовой политикой российского автопроизводителя. ВАЗ предлагает цены на свои авто на 30% ниже, чем имеющие заводы в России иностранные автоконцерны, активно завоевывающие другие внешние рынки стран бывшего Советского Союза и дальнего зарубежья.

Загруженность российских автозаводов составляет сегодня 40-50%, поэтому логично искать замену упавшему в стране спросу на других рынках.

Сегодня на автоэкспорт в основном поставляются LADA – 48%, Hyundai Solaris – 24%, Renault – 11%, UAZ – 5%, Volkswagen Polo sedan – 4%, Chevrolet Niva – 3%, Toyota Camry – 3%, прочие – 2%. Всего реальные суммарные мощности российских автопроизводителей превышают 3 млн. автомобилей за 12 месяцев, а по итогу этого года, по оценкам экспертов, будет выпущено примерно 1,2 млн. единиц. При этом география экспорта российских авто не столь значительна, например, в сравнении с объемами рынка европейского и американского экспорта.

В прошлом году крупнейшими экспортными рынками АВТОВАЗа (в порядке убывания) стали Казахстан, Азербайджан, Беларусь, Украина, Египет, Киргизия, Германия, Узбекистан, Армения. UAZ в прошлом году помимо государств СНГ поставлял свою продукцию в Китай, Иран, Ирак, Индонезию, Венгрию, Сирию, Кубу, Египет, Монголию и другие страны «третьего мира». Среди перспективных рынков для отечественного автомобильного экспорта эксперты называют страны Азии и Африки – в частности те, которые не входят в орбиту активных поставок Китая, безоговорочно доминирующего в этих регионах, а сами автопроизводители рассчитывают экспортировать бюджетные марки авто также и в Западную Европу.

Несмотря на переориентирование российского автопрома на внешние рынки, экспорт все еще занимает незначительную долю в общем объеме производства – менее 5%.

– В рамках Таможенного союза автомобили российского производства пошлинами не облагаются, поэтому в условиях падения спроса на внутреннем рынке экспортные поставки машин из России станут неплохим подспорьем для иностранных автоконцернов, работающих в на территории РФ, – комментирует ситуацию Андрей Храмов, директор Департамента корпоративных продаж ГК «АвтоСпецЦентр». – А вот на рынки дальнего зарубежья им рассчитывать не стоит, поскольку там они не выдержат конкуренции из-за дорогой доставки и сравнительно высокой себестоимости производства в России...