Почему газовые LADA Vesta и LADA Largus никогда не пойдут в народ

Эксплуатация автомобилей на газе поможет существенно сэкономить их владельцам, которые страдают от регулярно растущих цен на бензин и дизельное топливо. Сыграть на доверии потребителей, наобещав с три короба, в очередной раз решил АВТОВАЗ. Да только эти трюки больше не пройдут.

Только за последние пару лет – дай Бог памяти! – отечественный автогигант раз в десятый заявляет о готовности выпустить на рынок сверхэкономичный газомоторный автомобиль. Но хоть один из них вы видели на улицах? Вот и мы нет! Знакомство с каждым новым подобным продуктом ожидаемо ограничивалось той выставкой, где его демонстрировали. Дальше, что привычно для АВТОВАЗа, ходу проектам не давали. Да и зачем? Ведь подобные разработки – не более, чем показуха, или, говоря языком автопроизводителей, имиджевые демо-кары. Своего рода демонстрация активной деятельности перед инвесторами (а в нашем случае – перед властями) в подтверждение того, что завод живет и развивается, шагая в ногу со временем. Правда, применительно к тольяттинцам это, скорее, оправдание: достаточно вспомнить, как три года назад Минпромторг выудил из бюджета страны 500 000 000 рублей на реализацию проекта по созданию гибридной LADA. В итоге – машина не готова до сих пор. Нет, она вроде как бы и есть, эта суперэкологичная «Гранта», но только до серийного производства паре жалких и не доведенных до ума образцов идти, как до Китая – извините – раком.

Так почему бы не отчитаться другими, еще более «перспективными» проектами? Вот как раз Минэнерго подсуетился, предложив добавить к стоимости обычных LADA Largus и LADA Vesta по полтинничку сверху. За что? За установку газобаллонного оборудования, что по мнению замдиректора департамента переработки нефти и газа Михаила Лобанова, должно привлечь массового потребителя. На газ, опустошающий карманы автовладельцев не так живо, как традиционная «горючка», покупатели, конечно, клюнут, но переплачивать лишние 50 000 целковых явно не будут (за ту же «Весту» и так нужно выложить неслыханные 600 000 рублей). Тем более, что в регионах подобное оборудование – пусть по-старинке, пусть не столь современное – умельцы устанавливают самостоятельно или за гроши. Да, работа таких мастеров (как, впрочем, и наличие самих баллонов в багажнике) может привести к неприятным последствиям. Вы, наверное, согласитесь, что газовая машина собственной инсталляции слишком напоминает бомбу на колесах. А уж какой едкий она источает запах, не только сводя с ума ездока и его спутников, но и отравляя окружающую среду!

Кстати, с учетом сомнительного качества изготовления и сборки вазовских поделок, далеко не факт, что их конструкция окажется намного безопаснее. Разработчики планируют разместить под полом грузового отсека по два резервуара с газом под давлением 250 атмосфер. По их замыслу, без дополнительной заправки авто сможет проехать порядка 1000 километров. В общем-то, неплохо, но вернемся к вопросу о безопасности. Малейший заводский дефект – и авто взлетит на воздух! Впрочем, тольяттинцы в содружестве с чиновниками, которые в очередной раз не прочь распилить деньги налогоплательщиков, решили рискнуть и даже объявили о намерениях выпускать по 5000 взрывоопасных машин в год. Первые товарные образцы, если в ходе испытаний они останутся целыми, появятся в начале будущего года. Только вот в состоятельности затеи мы, честно говоря, сомневаемся. Волжане с завидной регулярностью кормят потребителей обещаниями, а потом привычно их кидают, не выполняя свои обязательства перед заказчиками и акционерами. Про абсурдность самого проекта мы вообще умолчим: ведь в стране до сих пор нет минимально необходимого количества газовых автозаправочных станций.