Снижения цен на автомобили не будет

Некоторое время назад казалось небезосновательным предположение, что автомобилестроители, вопреки своему стремлению в любых условиях по максимуму подзаработать на покупателях, все-таки повернутся к ним лицом, чтобы хоть как-то притормозить падение продаж. Однако ждать этого, видимо, придется долго.

В противостоянии производителей и потребителей на российском рынке пока наблюдается патовая ситуация. Первые не торопятся останавливать рост цен, а вторые не готовы покупать на нынешних условиях. Но в последнее время появились симптомы, которые позволяют предположить, что первыми сдадутся все-таки покупатели. Ибо по крайней мере некоторые группы участников авторынка чувствуют себя вполне неплохо.

В первую очередь оптимизм излучают китайские производители. Сложности, которые испытывают прочие бренды, им только на руку. Тому есть две главные причины. Первая – наш рынок был уже в большой степени поделен, когда компании из Поднебесной решились на массированный приход в Россию. Сейчас у них открывается окно возможностей, которым они стараются воспользоваться по полной и основательно потеснить конкурентов в бюджетном сегменте. Вторая – перспективы планирования у китайцев гораздо более дальние, чем у остальных, и простираются они на десятилетия. А в сложной экономической ситуации компании, осуществляющие экспансию на зарубежные рынки, могут опереться на поддержку своего государства.

Результат налицо: за первые два месяца этого года доля автомобильного рынка, оккупированная китайскими брендами, выросла больше, чем на треть и сейчас по данным аналитического агентства «Автостат» составляет 2,7%. Вы скажете, что это мизер? Да, конечно. В случае стабилизации экономики России европейцы и японцы моментально отыграют упущенные позиции. Но пока китайцы достаточно быстро развиваются и, соответственно, никакой коррекции ценовой политики в плане ее смягчения для небогатого (и посему самого уязвимого) потребителя ожидать от них не приходится. Они в целом продали 4900 легковых автомобилей, что на 7% больше, чем за январь–февраль прошлого года. В том числе Lifan продемонстрировал рост на 54%, Geely – на  6%, Chery – на 14%. Не остались в накладе и остальные бренды, присутствующие на российском рынке.

Итак, производители автомобилей в самом бюджетном сегменте чувствуют себя уверенно. Одновременно неплохо обстоят дела и на противоположном фланге – в стане люксовых марок. При том, что продажи премиальных авто снизились на 15%, это все-таки меньше, чем общее падение рынка, составившее 20%. Но дело даже не в том, что они планируют на дно гораздо плавнее остальных. Мерилом их локального успеха в этом году стал другой показатель, а именно выручка. Задрав рублевые цены на свою продукцию больше, чем составили потери от сокращения продаж, они умудрились не только компенсировать убытки, но и выйти в неплохой плюс. Так сказать, сбалансировали потерянное количество своих покупателей их возросшим качеством.

За январь–февраль, как отмечает все тот же «Автостат», наши небедные соотечественники отстегнули на 20 000 люксовых машин около 84 млрд. рублей. Рост составил те же самые 7%, на которые поднялись продажи «китайцев». Интересное совпадение. Львиную долю гешефта получил лидер премиального рынка Mercedes-Benz, за 6400 проданных автомобилей получивший 32,6 млрд. рублей, что на 9% больше, чем годом ранее. Выручка BMW составила куда меньше, но 16,2 млрд. тоже на дороге не валяются. Третьим оказался Lexus, машины которого разошлись на внушительную сумму в 9,6 млрд. рублей, или в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период 2015-го.

Вот и получается, что по крайней мере от производителей как дешевых, так и дорогих автомобилей милостей нам ждать не приходится. Впрочем, как и от всезх остальных.