Сколько мы готовы платить за авто

То, что подъем российскому авторынку в 2016 году не грозит – секрет Полишинеля. Эксперты спорят только о глубине возможного падения и выясняют, на какие модели и сколько готовы выложить за них россияне. Оказывается, что максимум – 800 000 рублей!

К примеру, специалисты ГК «АвтоСпецЦентр» оценивают ее в 5–15% по сравнению с прошлым годом. В основном в докризисные времена продажи вывозил дешевый автокредит, годовые выплаты в размере 5% по которому считались, в общем-то, нормой. Сейчас новые машины по более-менее приемлемым кредитным ставкам в пределах 7–10% можно приобрести лишь в рамках государственных программ, причем это касается лишь бюджетных моделей по цене до 1 150 000 рублей. Прибавим к этому неслабый рост прайсов, вызванный повышением курса валют к рублю (по большей части декларируемые проценты локализации производства у многих брендов оказались блефом), сокращение государственных инвестиций, массовое падение уровня заработной платы, и станет понятно, что для оптимизма поводов мало. Кроме того, в стране сформировался достаточно обширный автопарк, обновление которого на некоторое время притормозится, и который в состоянии обеспечить значительные объемы перепродаж на вторичке.

С учетом всех этих факторов, совершенно неудивительно, что российский автомобильный рынок за последние три года сократился почти в два раза: с без малого 3 млн. новых легковых машин до 1,6 млн. единиц. Эксперты «АвтоСпецЦентра» прогнозируют в 2016 году его дальнейшее падение до 1,3-1,53 млн. машин, но мы не удивимся, если результат составит и 1,25 млн. Пессимизм подогревают и результаты опроса, проведенного среди посетителей дилерских центров компании. Из-за ощутимого снижения доходов многие собираются вообще отказаться от покупки автомобиля в этом году. Точнее, 56% опрошенных не планируют замену подержанного авто, а 61,5% в принципе не может позволить себе новую машину.

Поскольку льготное кредитование распространяется на сравнительно недорогие автомобили, можно быть уверенными, что в 2016 году именно этот сегмент окажется более востребованным. Ведь и в 2015-м, при общем 35,7-процентном сокращении рынка доля кредитных машин по отношению к некредитным выросла на 1,9%. Более трети от всех купленных новых авто приобретались по специальным льготным условиям.

И с ростом цен эта тенденция будет укрепляться. Выкупить авто сразу за полную стоимость сейчас решится не каждый: после нескольких резких скачков доллара и евро потенциальные клиенты уже потратили свои «заначки», которые требовалось срочно спасать от обесценивания. Если такие покупки и будут совершаться, то совершенно в другом сегменте – премиальном. До сих пор он демонстрировал куда большую устойчивость, чем массовый, и такие бренды, как Mercedes-Benz, BMW, Audi, Lexus или Porsche сумеют сохранить объемы продаж на уровне прошлого года. Недаром General Motors оставила в России люксовую линейку Cadillac и Chevrolet Tahoe, хотя рост продаж этих моделей кажется все-таки сомнительным.

Таким образом, самые востребованные автомобили будут находиться в трех ценовых категориях. Первая – от 400 000 до 800 000 рублей, и тут нам грозит обострение конкурентной борьбы между LADA, Hyundai и Kia, причем симптомы будущей схватки проявляются уже сейчас в разразившейся рекламной войне вокруг «Не-Вест». Вторая – от 1 до 1,5 млн., и главными действующими лицами здесь станут Toyota, Volkswagen и Skoda, а также кроссоверы недорогих марок. Третья категория – от 2,5 до 3 млн. рублей, и тут между собой сражаться будут премиальные и люксовые бренды.