Как и где в России учат правильно водить Porsche

Владельцев Porsche в России стало так много, в том числе новоиспеченных, что их срочно надо отправлять учиться водительскому мастерству. В этой шутке только доля шутки: российский центр водительского мастерства Porsche готовили не один год, но открылся он именно сейчас – на волне покупательского бума в разгар кризиса.

Пока абсолютно все автомобильные компании в России подсчитывают убытки, доходящие до 90-процентного падения продаж, только несколько марок наслаждаются ежемесячным успехом. Но вот пошла на спад динамика Mercedes-Benz, еще держится в плюсе Lexus, и только Porsche продолжает отчитываться о повышенном интересе к своим машинам, хоть и несколько сдержаннее. В компании уверены, что экономическая фрустрация достигнет и Porsche – это неизбежно, но пока намерены ковать железо. Ограничиваться только новыми более просторными шоу-румами и премиями сотрудникам не намерены – и открытие Porsche Driving Center, которое состоялось 22 мая, тому подтверждение.

Академия вождения Porsche нужна не только для имиджа и поддержания корпоративной этики на всех рынках. Какими бы лояльными и понятными ни становились немецкие спорткары с каждым новым поколением, Porsche все равно надо уметь управлять – чтобы понимать те нюансы, которые и делают их иконами.

Сертификат для прохождения стартового этапа обучения, который в Центре называется Introduction – «Знакомство с миром Porsche», получает бесплатно каждый покупатель автомобиля Porsche.

Уроки мастерства отныне преподаются на гоночной трассе Moscow Raceway под Волоколамском, которая соответствуют самым высоким требованиям FIA и лицензирована для приема гонок «Формулы-1». Чтобы позаниматься на треке, владельцу Porsche нужно преодолеть около 90 километров по Новорижскому шоссе, внимательно следя за множеством бессмысленных «послеремонтных» ограничений скорости и подло прячущимися за знаками «60 км/ч» гаишниками. Впрочем, до старого доброго автодрома «Мячково», что всего в 16 километрах от МКАД, но по проклятому пробочному Новорязанскому шоссе, добираться намного утомительнее.

Трассе Moscow Raceway спето уже немало од, и инструкторы-немцы, прибывшие на открытие школы вождения Porsche, только подтвердили достоинства трека словами «Мы в восторге».

Помимо бесплатного для всех владельцев Porsche базового курса в программе есть три платных курса для более продвинутых пользователей: Precision, Performance – подразумевает спортивное вождение и Master – гоночно-спортивное. По словам российского представительства Porsche, заполняемость продвинутых курсов впечатляет – очень многие владельцы спорткаров записываются совершенствовать свои умения.

Журналистам на открытии академии было предложено пройти сокращенную программу стартового курса. В ней нет ничего необычного, что отличало бы от других курсов спортивного вождения. Однако многое меняет специфика автомобилей, которая действительно может стать открытием.

Инструкторы спортивного и экстремального вождения, которое на самом деле призвано сделать управлением автомобилем прежде всего более безопасным, а затем уже более эффектным и эффективным, всегда говорят: на треке сначала надо учиться тормозить. И тем более надо учиться тормозить на спорткарах. На треке надо тормозить не так, как в жизни, плавно наращивая усилие на педали, а резко, в пол – этот рефлекс в дорожной ситуации затем может спасти жизнь.

Чем удивителен Porsche, так это страстью к оттачиванию технологий. У этих машин сенсорный монитор не появится, пока его не доведут до совершенства. Пока вам будут рассказывать, что нельзя одновременно тормозить и поворачивать руль, Porsche 911 «делает» всех на Нюрбургринге, потому что в этой машине можно одновременно тормозить и поворачивать. Что позволяет сбрасывать скорость перед препятствием и при этом плавно и без стресса одновременно уходить от столкновения.

Заставить себя затормозить резко, в пол, совсем не просто. Но почувствовав хоть раз, как уверенно замедляется 911-ый, Boxster или Cayman и как легко он уходит в сторону на тормозах, уже не забудешь это ощущение.

Отсюда первое упражнение – торможение в пол до включения ABS: сначала с 70 км/ч, затем с 90 км/ч. А потом на разгоне в короткой коридоре на ланч-контроле в 110 км/ч с переставкой перед границей конусов.

Второе базовое упражнение – та самая «змейка», с которой борются ученики автошкол. Только в школах повышения водительского мастерства учат проходить «змейку» быстро и очень быстро. В Porsche еще предлагают экспериментировать с настройками адаптивных подвесок, подруливающими задними колесами, системами подавления кренов и, для фана, настройками звука выпускной системы. Сброс газа под поворот руля, акселератор при выпрямлении руля – это понимание нужно довести до автоматизма. Инструкторы советуют воображать себя Пиноккио, у которого руки привязаны к правой коленке: когда правая нога давит на газ, рука «идет» вниз, выпрямляя руль.

Покончив с упражнениями, ученики отправляются на трек, где изучают правильную траекторию прохождения поворотов, точки торможения и разгона.

Впрочем, для большинства упражнения начинаются еще на стартовой парковке – с правильной посадки: руки на девять и три, прямая спинка сиденья, оптимальное положение рулевого колеса.

Нынешний курс обучения из четырех этапов планируется расширить уже в следующем году. А к 2016 году Porsche планирует открыть Off-Road Park, где владельцы Caynne и Macan будут изучать внеасфальтовые умения своих спортивных кроссоверов.