Mazda3: секрет ее успеха

Нынешнее поколение Mazda3 доступным назвать, увы, нельзя. Да и на новинку она не тянет — модель продается уже четвертый год, а последнему рестайлингу машина подверглась полтора года назад. Тем не менее, интерес россиян к этому автомобилю не ослабевает. Видимо, у «матрешки» есть свои секреты для привлечения наших соотечественников.

Говорят, красивые вещи продают себя сами. И это в полной мере относится к Mazda3. Низкий стремительный профиль, подтянутая корма, выразительный анфас — в облике седана прослеживается динамика и высокий стиль, элегантность и скрытая агрессия. В «матрешке», по мнению ее создателей, даже присутствует живой дух: японцы нарекли дизайн машины KODO — душа движения. Причем маркетологи из Mazda продвигают такое философское оформление своих моделей с первого поколения «трешки», которое, кстати в свое время было невероятно популярно на российском рынке. Третью генерацию также можно смело записать в бестселлеры. Несмотря на возраст, нынешняя Mazda3 до сих пор выглядит сногсшибательно, в чем приходится убеждаться практически в каждой поездке.

Толкаясь как-то в вялотекущей пробке по дороге из редакции домой, я обратил внимание на соседнюю машину, из которой двое молодых людей бесцеремонно пялились в мою сторону. Сначала подумал, что с машиной что-то не так: убавил громкость аудиосистемы, прислушался — вроде все нормально. Потом почувствовал себя словно не в своей тарелке: как будто я в свои почти 50 в малиновых мокасинах и молодежных обтягивающих джинсах оказался на институтской тусовке. Ведь к Mazda3 уже давно приклеился ярлык «молодежного автомобиля» (хотя в компании эту машину адресуют в первую очередь респектабельным господам, вросшим именно на первой генерации японской «зажигалки»). А парень с девушкой из открытых окон двигавшегося параллельно со мной старенького «Гольфа» продолжали одобрительно жестикулировать, уставившись на машину. Так продолжалось до тех пор, пока мы не разъехались на ближайшем перекрестке каждый в своем направлении. Скорее всего, в пробке мне повстречались потенциальные покупатели Mazda3, для которых она была пока, увы, несбыточной мечтой. Пожалуй, у этого автомобиля еще достаточно пороха в пороховницах в борьбе за клиентов самых разных возрастов.

Кстати, выстаивая автомобильные очереди, в очередной раз ловлю себя на дежа вю: конфигурация приборов, торпедо и рулевое колесо здесь словно позаимствованы у современных моделей BMW. Прямо скажем, неплохой пример для подражания. Порадовало и качество отделочных материалов — на нынешней Mazda3 передняя панель укутана в добротный мягкий пластик, а к тщательности сборки и подгонке панелей нет абсолютно никаких претензий. А ведь модели первых двух поколений этим похвастать не могли. Эргономика машины практически безукоризненна. Мне с моим ростом обычно не всегда удается с полным комфортом устроиться в водительском кресле. Поэтому в «матрешке» я по привычке сразу опустил кресло до упора вниз и словно провалился ниже «ватерлинии». Пришлось поднимать сиденье обратно. За рулем, как правило, предпочитаю вертикальную посадку, но регулируемая рычагом спинка сиденья, к сожалению, не позволила «поймать» оптимальное для себя положение. Впрочем, эта досадная мелочь не испортила общего хорошего впечатления от эргономики автомобиля. Отдельного упоминания заслуживает мультимедийная система MZD Connect, основной фишкой которой — продвинутый интерфейс HMI. С его помощью можно выходить в интернет и даже принимать SMS, правда при условии, что у вас есть современный смартфон. У меня, кстати, таковой имеется, но я так и не воспользовался всеми прелестями новомодных медиатехнологий от Mazda. Поскольку главное для меня в этом автомобиле — его ходовые качества и управляемость. Поэтому оказавшись за рулем и едва ощутив приятный обхват развитой боковой поддержки водительского кресла, хочется быстрее завести мотор и ехать. Куда-нибудь, но ехать…

В общем-то, от тандема 1,5-литрового, пусть и вполне продвинутого 120-сильного двигателя Skyactive, и шестиступенчатого «автомата» чего-то сверхъестественного я не ждал. Тем более, когда мой коллега, одолживший на пару дней Mazda3, констатировал, что «мотора для этой трешки все же маловато — двухлитровый движок ей подошел бы лучше». С этим не поспоришь. Однако двухлитровые модификации на данный момент продаются почти в полтора раза дороже машин с 1,5-литровой «четверкой» — ценник на них приближается к начальной отметке прайс-листа седанов Mazda6. Поэтому и спрос на мощные «трешки» гораздо ниже, особенно в последнее время, когда кризис заставляет подходить к приобретению нового автомобиля более взвешено и экономно. В общем, Mazda3 с моторами объемом 2 л российские дилеры сегодня продают только по предварительным заказам. А стартовая цена на 1,5-литровые модификации с АКП начинаются от 1 154 000 рублей. Наша машина в комплектации Active+ стоит от 1 249 000, а с учетом пакета дополнительных опций — 1 304 000 «деревянных». Впрочем, при покупке Mazda3 можно и сэкономить. Пару лет назад дилеры начали продавать «матрешку» со старым 1,6-литровым двигателем мощностью 105 сил, агрегатированным с не менее древним четырехступенчатым «автоматом». Стоит такая машина от 1 074 000 рублей. Причем на данную модификацию приходится 35−40% продаж всех машин семейства. Правда, едет такая «Мазда» уже не так азартно, как с 1,5-литровым мотором и более современной АКП.

Буквально с первых метров наша «трешка» не дала повода усомниться в том, что ты за рулем автомобиля с драйверским характером. Она лихо стартует с места и без труда вливается в скоростной транспортный поток. При этом следует отдать должное не только «скайактивному» мотору, но и адаптивной автоматической коробке передач. Она во-время, практически без задержек, выбирает оптимальную на данный момент передачу и переключается вверх или вниз именно тогда, когда это необходимо. Поэтому ожидаемой «ущербности» по поводу малой мощности мотора нет. Приятно удивила эластичность силовой установки — если на скорости около 100 км/ч надавить на акселератор, то машина, пусть и не молниеносно, но вполне расторопно начинает ускоряться. Драйверская настройка шасси лучше всего раскрывается в быстрых поворотах, которые «трешка» пронизывает настолько четко, что хочется проделывать это снова и снова. Машина лишь слегка «приседает» в виражах на внутренние колеса, продолжая надежно следовать заданной траектории. Порой даже кажется, что запас устойчивости у этого автомобиля находится за гранью дозволенного. При этом подвеска вовсе не отличается излишней жесткостью — можно даже сказать, что плавность хода у Mazda3 достаточно высокая для седана со спортивным темпераментом.

С таким набором потребительских и ходовых качеств, а также благодаря отточенной управляемости и удачному дизайну, автомобилю гарантированны еще несколько лет счастливой конвейерной жизни. К тому же японцы совсем скоро должны представить на российском рынке обновленную версию Mazda3, что еще больше подстегнет покупательский интерес у потенциальных клиентов.