Почему новый регламент ГИБДД противоречит закону и здравому смыслу

Российская придорожная полиция, позже остальных ведомств подготовившая документ, без которого вся реформа автошкольного образования попросту теряет смысл, сделала это в такой спешке, что претензии к нему предъявили все участники процесса: и Минтранс, и Минобрнауки, и Минэкономики, и автошколы.

При этом гаишники, как уже писал портал «АвтоВзгляд», откровенно обманули профессиональное сообщество. Мы разобрались, почему новый регламент ГИБДД противоречит закону и здравому смыслу. Речь, напомним, идет о подготовленном службой регламенте, регулирующим правила прохождения экзаменов на право стать водителем. Его итоговый вариант, переданный ГИБДД в Минюст для окончательного утверждения, значительно отличается от того, что был предоставлен разработчиками для всеобщего обсуждения. И по мнению ряда экспертов, документ в его нынешнем виде и коррупционноемкий, и опасный для жизни сдающих и принимающих экзамены людей, да и просто невыполним с технической точки зрения. При этом, что любопытно, это понимают и в самой Госавтоинспекции, но по страусиному прячут голову в бюрократический песок, отказываясь, как уже было сказано, обсуждать явно сырую бумагу не только с автокурсами, но и государственными структурами. Так, руководство ДОБДД МВД РФ по струсиному отказалось участвовать в круглом столе», организованном и проведенном сегодня правительственной «Российской газетой», где собрались все участники реформы автошкол. Откровенно странная позиция. Неужели люди в форме думают, что проигнорировав этот форум, сумеют скрыть все свои ляпы от Минюста и тот не глядя «проштампует» очень сомнительный проект?

Но это вряд ли хотя бы потому, что при всех минусах нашей юстиции, она вряд ли упустит из виду хотя бы тот факт, что в регламенте в принципе не установлен срок предоставления государственной услуги. Нет, временные рамки отдельно взятых (хотя далеко не всех) административных процедур описаны. Но максимальный срок, в который должны уложиться сотрудники экзаменационных подразделений от момента приема заявления (время, отводимое даже на эту первоначальную процедуру, не указано) на получение услуги до выдачи водительского удостоверения – не назначен. Другими словами, интервалы между регистрацией «прошения», теоретическими и практическими испытаниями могут составлять и дни, и недели, и месяцы. В итоге граждане будут искать ходы, чтобы не как сейчас – благополучно сдать тесты, а только чтобы быстрее попасть на них.

А все потому, что умные головы в ДОБДД МВД РФ, справедливо исключив своим регламентом использование материально-технической базы автошкол в процессе приема экзаменов (школы, предоставляющие для этого свои машины и площадки, априори имеют лучший процент сдачи с первой попытки), забыли, что сама ГАИ обеспечена нужным инструментарием хорошо, если процентов на пятьдесят. И то – в крупных городах, а на местах благодаря этому нововведению экзаменационная деятельность просто прекратится. Но дальше – больше. Гаишники, как это регулярно с ними случается, своим регламентом демонстрируют откровенное незнание законов страны. Они, в частности, требуют, чтобы автокурсы, занимающиеся подготовкой (переподготовкой) водителей грузовиков, автобусов, трамваев и троллейбусов, согласовывали с ГАИ и программы повышения квалификации водителей, и свою материально-техническую базу. Однако это в корне противоречит ФЗ РФ «Об образовании», категорически не дающему гаишникам таких прав в этом вопросе.

Да и вообще, если говорить о юридической стороне вопроса, то доблестные полицейские путаются даже в терминологии! Так, в регламенте гражданин, обратившийся за госуслугой, именуется ими «кандидатом в водители», хотя такого понятия в российской законодательной базе не существует – это обиход, журналистские красивости. На строгом нормативном языке такое лицо называется «заявитель» и, применительно к нашей истории и контексту – «экзаменуемый»

Впрочем, если отойти от юридических коллизий-нестыковок-ошибок, то заявителю (он же экзаменуемый) еще больше не позавидуешь. Так, автоинспекторы ни с того, ни с сего решили измерять мастерство кандидата в водители (автору этот термин употреблять не зазорно – А.Р.) в том числе и временем, за которое он должен пройти то или иное испытание. Но откуда взялись эти нормативы, кем рассчитаны и проверены – абсолютно никому не понятно. Как не понятно и то, почему заезжать, например, в гараж надо уметь ровно за, скажем, две минуты, а не за три или одну? Кстати, определив тут временные рамки, мудрецы в погонах забыли уточнить, какими измерительными приборами они будут контролироваться. По спешащим инспекторским часам, отстающему дедовскому будильнику служивого или китайскому, не прошедшему поверку секундомеру? И лично мне кажется, что «забывчивость» эта более, чем коррупционноемкая...

Ну, а про пассаж о том, что «при проведении экзамена присутствие в транспортном средстве каких-либо лиц, кроме кандидата в водители, не допускается», и говорить страшно. И дело тут не только в том, что совершенно не понятно, кто и как будет отслеживать правильность действий испытуемого. Беда в другом – как и кем будет обеспечена безопасность и абсолютного новичка за рулем, у которого поджилки трясутся от ответственности, и всех находящихся на учебной площадке (включая, кстати сказать, и самих экзаменаторов). Впрочем, о чем это мы, если разработчики документа не предусмотрели элементарного – в перечне ошибок, за которые начисляются штрафные баллы, нет пункта «Не пристегнул ремень безопасности»...

Все перечисленные и многие другие претензии и были высказаны в адрес ДОБДД на «круглом столе». И очень жаль, что ответов «начальников транспортного цеха» услышать действительно заинтересованным в повышении безопасности дорожного движения гражданам и организациям услышать так и не удалось. Хотя их ждут и в Минюсте, не торопясь, судя по всему, визировать очень сомнительную бумагу...