Получить «права» по-новому станет очень сложно

Еще в прошлый четверг, как уже сообщал портал «АвтоВзгляд» глава МВД генерал-полковник полиции Владимир Колокольцев подписал новые правила проведения экзаменов для кандидатов в водители.

Неделю назад новый Регламент проведения экзаменов «на права» был отправлен, как уже сообщал «АвтоВзгляд» на регистрацию в Минюст и, теоретически, может вступить в силу уже дней через 20. Но, скорее всего, принимать экзамены «на права» по букве нового Регламента ГИБДД начнет не ранее 2016 года. Дело в том, что содержание документа должно еще быть «доведено» до личного состава всех причастных к экзаменам подразделений по всей стране. Окончательно поддержанный Колокольцевым вариант экзаменационной методики мало отличается от обнародованной весной этого года редакции этого документа.

Татьяна ШУТЫЛЕВА, президент «Межрегиональной ассоциации автошкол России»:

«Подписанный Владимиром Колокольцевым документ ставит точку в реформе российской системы подготовки водителей. За два года, прошедшие с момента ее старта, разработаны и введены новые программы обучения в автошколах, ликвидирована возможность самоподготовки к экзаменам в ГИБДД.  И вот теперь, после регистрации в Минюсте, у нас появится последнее недостающее звено в модернизированной системе водительского обучения – четкий регламент приема экзаменов «на права». Он охватывает все аспекты экзаменационного процесса. Регламент, конечно, усложняет задачу, стоящую перед кандидатом в водители. Но пусть уж лучше будет «тяжело в учении».

Действительно, документ серьезно усложняет требования к кандидату в водители. Тем самым гарантируя, что будущий рулевой будет осторожнее и адекватнее на дороге. Так в чем суть новаций?

Теоретический экзамен, как и раньше, содержит 20 вопросов, разбитых на четыре тематических блока – по пять в каждом. Ответить на два десятка вопросов требуется не более чем за 20 минут. Если соискатель водительского удостоверения ошибется дважды, отвечая на вопросы одного блока, или неправильно выберет ответы на три вопроса из 20, экзамен будет провален. Загладить единственную ошибку, допущенную в ходе экзамена можно правильным ответом на пять дополнительных вопросов за пять минут, за две ошибки из разных блоков придется отдуваться 10 лишними вопросами.

Сдать «площадку» будущий водитель обязан менее чем за 30 минут. За это время ему придется выполнить упражнения «остановка и начало движения на подъеме», «маневрирование в ограниченном пространстве», «движение и маневрирование задним ходом», «торможение и остановка при движении на различных скоростях», «парковка транспортного средства и выезд с парковочного места», «остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров», «въезд в бокс задним ходом». А на автоматизированном автодроме – еще и «проезд регулируемого перекрестка». Некоторые упражнения экзаменатором могут быть совмещены, но всего их теперь будет пять, вместо трех, положенных по старому Регламенту.

В ходе городской части экзамена на получение «корочек» за непристегнутый ремень безопасности, например, будет начисляться не один как сейчас, а три штрафных балла. Заглохший при трогании двигатель тоже станет «криминалом» стоимостью в один штрафной балл. Зато теперь Регламент прямо запрещает «провоцировать кандидата в водители к каким-либо действиям в нарушение требований Правил дорожного движения». А, например, команды развернуться или остановиться должны подаваться экзаменатором в сформе: «Выберите место для остановки и остановитесь» или «Выберите место для разворота и развернитесь».

 

С 2014 года в «правах» появились новые водительские категории. Например, «М» (скутеры и т.д.), «A1» (мотоциклы малой мощности), «B1» (трициклы и квадроциклы), «C1» (автомобили массой больше 3,5 т), «D1» (пассажирские перевозки), «C1E», «D1E» (транспортные средства категорий «С1» и «D1» с прицепами, масса которых превышает 750 кг). Появилась также возможность получать «права» для езды исключительно на машинах с АКП. Кроме того, в ВУ появились поля для отметок об ограничениях, например для «очкариков».

 

Регламент теперь допускает сдачу водительского экзамена на территории автошколы, если она в состоянии обеспечить требуемые условия и ГИБДД это подтверждает. В этом случае инспектор приезжает в автошколу и ученики «сдают на права» в привычной обстановке, на знакомых машинах... По мнению Татьяны Шутылевой этот порядок дает будущим водителям отличный инструмент, помогающий при выборе автошколы. Если автошкола обеспечивает сдачу госэкзамена в «домашних» условиях, значит у нее все в порядке и с обучением, а если нет – что-то в организации процесса обучения ГИБДД не устраивает.