ГИБДД настаивает на коррупционной схеме приема экзаменов на «права»

Нет, господа, воля ваша, но что-то неладное творится в «автомобильном» департаменте ведомства г-на Колокольцева, если его представители не чураются откровенной лжи, причем распространяют ее посредством правительственной газеты. Так, сегодня 1-й заместитель начальника ГУ ОБДД МВД России Владимир Швецов со страниц «Российской газеты» попытался объяснить стране, почему тайно доработанный его ведомством административный регламент, регулирующий сдачу экзаменов на «права», не является коррупционным и не создаст проблем кандидатам в водители.

Любопытно, что даже в преамбуле своего выступления заслуженный гаишный генерал не упустил случая передернуть факты, пытаясь, видимо, таким образом придать весомости всему изложенному им ниже. Он заявил, в частности, что проект нового «экзаменационного» регламента утвержден приказом министра внутренних дел в октябре прошлого года и отправлен на регистрацию в Минюст. Однако забыл упомянуть, что согласно постановлению Правительства № 1097 « О допуске к управлению транспортными средствами», этот документ должен был быть утвержден почти год назад. Почему же ГАИ так затянуло с принятием документа, без которого вся реформа автошкольного образования, идущая в стране с конца 2014-го года попросту теряет смысл?

Все очень просто: ведомство изначально понимало, что неспособно принимать экзамены по новым прогрессивным правительственным требованиям, в том числе исключающим коррупционную составляющую процесса. И всеми силами пыталась создать такой документ, чтобы, сохранив свои интересы, создать иллюзию работы по-новому. Но, как водится в этой службе, ничего не получилось. В итоге тот вариант регламента, который был передан для регистрации в Минюст в конце прошлого года и вызвал резкую критику профессионального сообщества, ее не прошел. Сейчас гаишники повторили попытку. Однако что они изменили в столь важном документе, прямо влияющим на жизнь миллионов россиян (ежегодно на «права» сдает около 2 млн. человек) – никому не известно: новую редакцию регламента для широкого обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов вывешен, как того требует закон, не был. И судя по тому, как таинственную бумагу комментирует генерал Швецов, в ней заложена не одна бомба замедленного действия.

Вот, скажем, генерал утверждает, что «станет возможным проведение экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством на автоматизированном автодроме». Но не говорит, что такие автодромы есть только у автошкол, механизма взаимодействия с которыми регламентом не предусмотрено в принципе! А если это должно быть предусмотрено другими документами – то почему за целый год они так и не были разработаны? Между тем, своими экзаменационными площадями, экзаменационным транспортом и прочим необходимым, автоинспекция в масштабах страны обеспечена крайне скудно, и во многих регионах, если этот вариант регламента все же будет утвержден, экзаменационный процесс просто встанет. Или все будет решаться «через директора магазина и заднее крыльцо». И сколько будет не только стоить, но и длиться этот процесс?Про цену вопроса не скажем, а вот про сроки...

На весь процесс (от приема документов до выдачи «прав»), говорит г-н Швецов, «для тех, кто сдает экзамены на категорию «А», «М» или подкатегорию «А1» при условии успешной сдачи всех экзаменов с первой попытки отводится 15 рабочих дней. Для всех автомобильных категорий – месяц». Здесь генерал опять лукавит, так как в документе прописано «30 рабочих дней». Или, в переводе с бюрократического – 40 календарных. Между тем, сегодня этот процесс занимает всего 1 (один!) день. Зачем же ГАИ его искусственно растягивает? Не затем ли, чтобы граждане начали искать варианты для ускорения работы инспекторов? И не поэтому ли Минэкономразвития, оценивая еще первый вариант регламента, где содержались эти же нормативы, дало на него отрицательное заключение, указав, что «проект административного регламента не может быть поддержан и нуждается в доработке». Которой в нужном объеме, судя по всему, так и не случилось.

Как не случилось изменить, судя по публикации в «РГ», и другие сомнительные новации, предложенные служивыми. Например, как уже писал портал «АвтоВзгляд», автоинспекторы ни с того, ни с сего решили измерять мастерство кандидата в водители в том числе и временем, за которое он должен пройти то или иное испытание. Против этого выступили многие автошколы, на практике доказав, что в предложенные гаишниками нормативы с трудом умещаются даже мастера автоспорта и водители-профессионалы с многолетним стажем, а для новичка они просто невыполнимы. При этом в ГУ ОБДД так и не объяснили, почему заезжать, например, в гараж надо уметь ровно за, скажем, две минуты, а не за три или одну?

При этом контролировать время прохождения того или иного испытания гаишники будут секундомером, который, по Швецову, уже «имеется у каждого госинспектора экзаменационного подразделения в соответствии с приказом МВД». Господи, и это на голубом глазу официально говорит офицер, прослуживший в милиции-полиции не один десяток лет! Ему как будто неизвестно, что приказы, на которые он ссылается – ведомственные, не зарегистрированы в Минюсте, и не могут распространять свое действие на вопросы, затрагивающие права и интересы граждан. А ведь на экзамене именно от секундомера будет зависеть, сдал человек испытание или нет – коррупционная составляющая видна даже невооруженным взглядом. Особенно если учесть, что введение в процедуру экзаменационной деятельности какого-либо дополнительного технического средства противоречит п.10 постановления Правительства № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» и приложению №1 к Правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений «Требования к техническим средствам контроля знаний и навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители», которым установлен исчерпывающий перечень технических средств. Генерал, получается, соврамши и тут?

Ну, а про его пассаж о том, что при сдаче экзамена на площадке «кандидат в водители будет находится в транспортном средстве один, а экзаменатор станет контролировать ход выполнения упражнения и подавать ему команды», говорить и смешно, и страшно. Смешно, потому как совершенно не ясно, как экзаменуемый и экзаменатор станут общаться: по-рации, через громкоговоритель, заранее обговоренными жестами? А страшно от того, что находящийся в стрессовом состоянии человек будет рулить в одиночестве по периметру, где кроме него «практикуется» еще с десяток таких же молодых-необстрелянных...

Так что если этот прожект регламента все же будет утвержден Минюстом, нам останется только надеяться на минимальное число жертв при его реализации. С другой стороны, их может и не быть, поскольку экзаменационная деятельность просто прекратится. Но разве это выход из ситуации?