ГИБДД вернет себе контроль над техосмотром

МВД подготовило в закон о техосмотре поправки, с помощью которых контроль за системой техосмотра будет изъят из ведома страховщиков.

Почти через пять лет после того, как функции государственного техосмотра были «конфискованы» у ГИБДД, полицейское ведомство решилось на реванш и предложило лишить Российский союз автостраховщиков контроля за этой сферой. В свое время, как мы помним, вырвать ТО из цепких лап ГИБДД решился Дмитрий Медведев. Водители со стажем более шести лет прекрасно помнят, как большинству из них (особенно в крупных городах) через знакомых, имеющих «связи» в ГИБДД, приходилось покупать у коррумпированных сотрудников знаменитые пластиковые талоны ТО. А сейчас МВД приступило к своего рода реваншу. Момент выбран правильный: в марте в Ярославле состоялся госсовет на дорожно-транспортные темы под председательством президента Путина. На нем, в числе прочих вопросов, вскользь упоминалась и ситуация вокруг гостехосмотра. И вот МВД разместило на сайте regulation.gov.ru свой проект поправок в закон «О техническом осмотре транспортных средств».

Они сводятся к тому, что уже с 1 января 2017 года контролировать компании, проводящие гостехосмотр, должен не РСА, а Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Причем, цитирую, «во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел». То есть при деятельном участии ГИБДД. В тексте пояснительной записки к законопроекту указывается, что операторы техосмотра толком РСА не контролируются, и якобы из-за этого в стране «ухудшается ситуация с аварийностью с участием технически неисправных транспортных средств»!

Это выразилось в том, что за последние четыре года число погибших по причине неудовлетворительного состояния транспортных средств выросло до 280 человек. Что и говорить: «сумасшедшая» цифра, особенно если вспомнить, что за прошлый год в России в автокатастрофах всего погибло почти 23 000 человек. Причем, чуть ли не 40% – из-за отвратительного состояния дорог. Но кого интересуют истинные проблемы безопасности, если можно «повзаимодействовать» в такой коррупционноемкой сфере как гостехосмотр.

По данным заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова прирост пострадавших в ДТП по причине плохого технического состояния происходит преимущественно за счет грузового и общественного транспорта. Таких машин в автопарке страны всего около 18%.

«Винить оператора техосмотра, например, в плохом состоянии тормозной системы грузовика, из-за чего случилась авария, как минимум, странно. При проведении гостехосмотра она может прекрасно работать даже у физически старой машины. Но никто не гарантирует, что через полгода тормоза окончательно не выработают свой ресурс и не откажут! При чем тут оператор техосмотра? И как смена контролирующего органа сможет повлиять на то, как хозяин содержит машину и по каким разбитым дорогам грузовик ездит?! – удивляется Сергей Ефремов – Страховщики заинтересованы в безопасности дорожного движения больше всех. Поскольку только они несут реальные финансовые потери, оплачивая ущерб от аварий. И потому именно им в свое время был передан контроль за техосмотром». По его мнению, возврат контролирующих функций ГИБДД и Росаккредитации опасен из-за высокой вероятности возрождения коррупции в сфере ТО.