6163

Почему правительство вынуждено перевести весь автопарк страны на газ

Ждем сотни новых заправок и массовый переход на «голубое топливо»
События последних дней на внешнеэкономическом и политическом фронтах вызвали бурную реакцию СМИ: застрявшие в Германии турбины для «Северного потока» и плановый ремонт оного обсудили во всех плоскостях. «Народное достояние» тоже уже сделало свой выбор: Россию ждет глобальная газификация как недвижимого, так и движимого имущества. Подробности — на портале «АвтоВзгляд».
Поделиться
Изображение Почему правительство вынуждено перевести весь автопарк страны на газ

В последний день лета «Северный поток−1» остановился — газ по нему в Европу не будет поступать как минимум несколько дней. Как максимум — неизвестно. Алексей Миллер, глава «Газпрома», по этому поводу высказался достаточно четко, заявив, что «наши потребители, россияне, получат доступ к дешевому и надежному энергоресурсу. Особенно важно отметить, что потребители на внутреннем рынке имеют прекрасные возможности с оптимизмом смотреть в газовое будущее страны».

То есть речь не про дни и даже не про месяцы. Что это значит? Да все просто и понятно: энергетический конфликт с Европой, главным покупателем российского газа, переводит монополиста на отечественный рынок. Как и главное — когда маневр скажется на ценах и доступности АГЗС для россиян?

Газ бьет рекорды на спотовых рынках, перемалывает экономику европейских стран, краеугольным камнем которой были дешевые ресурсы из России, и становится причиной громких политических скандалов. Труба фактически перекрыта, а на границе с Финляндией, которая целиком и полностью зависела от российских поставок, но внезапно решила стать самостоятельной, горит факел по цене в 10 млн. евро в день. Как перестать сжигать и начать зарабатывать? Разберем все возможные варианты.

Фото из соцсетей.

Основной путь поставок газа на импорт был и остается трубопровод. Если он не работает, то газ можно ли сжижать, чтобы продавать в Азию, либо производить из него продукты переработки — те же удобрения, на которые тоже всегда есть спрос, либо строить новые трубопроводы, либо — осваивать внутренний рынок. Других вариантов нет.

Теперь разберем каждый вариант более подробно. Начнем с СПГ, о который уже столько копий сломано. Во-первых, заводов для сжижения газа у нас крайне недостаточно, но в этом направлении дела обстоят точно лучше, чем с танкерами по его доставке. Постройка новых — как предприятий, так и кораблей — вопрос, ответ на который исчисляется не столько в деньгах, сколько в годах. Быстро его закрыть нельзя. Строят, но медленно. Нужен более скоростной способ.

Азотные удобрения необходимы для увеличения урожайности, так что рост населения планеты автоматически приводят к повышенному спросу на этот продукт. Делают из аммиака, который получают в результате реакции азота и водорода — части метана. Для производства азотных удобрений нужно очень много газа, так что позволить себе такую роскошь, как завод по производству удобрений, может лишь страна, добывающая газ в больших количествах.

Фото globallookpress.com

Вариант? Еще какой, но все снова упирается во временной континиум — подобные предприятия обустраиваются не столь быстро, как хочется. Труба в Китай?

Есть у нас и такое, строится. Но до ее запуска пройдет немало месяцев, во время которых газ придется так же сжигать в факелах, а не менять на валюту. Добычу газа нельзя приостановить или притормозить — качай и/или качай. Газовые хранилища тоже быстро заполняются, а европейские, которые доселе принадлежали «Газпрому», внезапно национализировали (но это уже к разговору об институте частной собственности).

Так что вариант у газового монополиста, фактически, один — развивать внутренний рынок, газифицируя все вокруг. Населенные пункты, удаленные деревни, все возможные и невозможные предприятия. И, конечно, автомобили. Этот пункт выглядит особенно привлекательным, ведь построив одну заправку, можно оперативно продавать газ множеству потребителей разом. А как заставить автовладельцев «газифицироваться»?

Фото производителя.

Во-первых, сделать «голубое топливо» разительно дешевле бензина, что достаточно просто — сейчас-то просто сжигаем. А во-вторых, наладить в стране сервис по установке газового оборудования на авто — дешевого, надежного и неприхотливого.

Чем «Газпром» — с его-то возможностями — скорее всего и займется в самое ближайшее время. Да и кредитная линия «Газпромбанка» на переустройство машины, наверняка не повредит. Назвать срок? Алексей Миллер его уже назвал: газопровод «Северный поток» проработает без планового ремонта максимум 6—8 месяцев. Наблюдаем.