«Маршрутки», дети, «скорые» и другие тезисы «Комтранс-2013»

В общем-то, можно сказать, что организаторам Комтранс-2013 немного не повезло – все, для кого автомобиль является не только средством передвижения, но, в некотором роде, хобби, сейчас следят за Франкфуртом.

С другой стороны, выставка, всецело посвященная коммерческому транспорту, обывателю не очень-то интересна, ибо максимум, что он может себе на ней присмотреть – пикап, пассажирский «каблук» или в крайнем случае минивэн... Седельные тягачи, полуторки и городские автобусы – удел профессионалов, зарабатывающих с их помощью деньги. Иными словами, это несколько иной рынок.

Другое дело, что рос он в последнее время не хуже «любительского», и в отличие от него сезонных спадов тут практически не бывает. Зато есть сдерживающие факторы вроде региональных квот, фактически провоцирующих дефицит в некоторых сегментах. В середине весны, к примеру, с подобным явлением столкнулись в «Peugeot». Квота на «Боксеры» была полностью выбрана крупным заказчиком. Наверняка, французы и рады были бы продать еще, но нечего. К слову, этот факт, наверняка стал еще одной причиной, подтолкнувшей PSA к расширению местной модельной линейки за счет более дешевых клонов-однообъемников Peugeot Expert и Citroen Jumpy (более подробно о последнем можно прочитать тут), которые позволили опустить ценник ниже миллионной отметки. Что это даст французам? Новый толчок и, как следствие, усиление позиций.

Во-первых, в отличие от частного авторынка, коммерческий продолжил расти и в 2013-м, и, несмотря на то, что общий его объем пока не настолько серьезен (исходя из прогнозов, рынок LCV в этом году достигнет отметки 200 тысяч штук) тенденций к снижению он пока не демонстрирует. Кроме того, тому же «Citroen» он приносит очень приличные деньги, обеспечивая 17% спроса. Во-вторых же, номинальная грузоподъемность обеих новинок – слегка не дотягивает до тонны, так что они могут без проблем передвигаться, например, по центру столицы, куда более крупным авто въезд в рабочее время запрещен. На тот же ареал обитания рассчитан и новый Renault Kangoo.

Вообще, надо сказать, что судя по экспозиции «Комтранса», на LCV сейчас обращают внимание многие компании, причем, не только отстающие (вроде «Citroen» и FIAT), но и вполне успешные производители, такие как «Ford» или VW. Последние давно в этом бизнесе, притом, в их «портфолио» есть не только наполнение крупных корпоративных парков, но и выполнение госзаказов, однако подходы к дальнейшему развитию у них немного разнятся.

Что касается «Ford», то их главной ударной силой на этом фронте станут очередной Transit Connect и легкий Tourneo Custom (подробнее о новинках читайте здесь). Оба семейства давно зарекомендовали себя с наилучшей стороны, а если вспомнить, что они теперь производятся на заводе «Ford-Sollers» в Елабуге, на их стороне играет еще и ценник.

Вот VW, напротив, решил заняться освоением более тяжелых территорий. Для этого ему, правда, понадобился Amarok, который до последнего момента вряд ли можно было назвать таким уж коммерческим, ибо на российском рынке он (как, собственно, и подавляющее большинство его «соплеменников») играет роль суперуниверсального SUV, предназначенного для активного отдыха. В данном же случае немцы решили продемонстрировать его альтернативные способности.

В их экспозиции, среди разнообразных модификаций Multivan, Crafter и «малютки» Caddy расположились пять спецверсий пикапа. С первой, «Северным волком» – все понятно. Этот автомобиль поставлен на гигантские колеса и с ног до головы обклеен логотипами «Сочи-2014». Этот Amarok, конечно, преодолел 16 тысяч километров, проехав от Москвы, до Петропавловска-Камчатского, войдя при этом в Книгу рекордов Гиннеса, но сейчас это не более, чем шоу-кар, тем более, что в позапрошлом году похожая экспедиция на Mazda BT-50, прошедшая путь от Бреста до Певека, показала, что пикапу такое под силу.

С точки зрения продаж куда большее товарное значение имеет версия «Охотник». Тут обошлось без особого фанатизма: 180-сильный турбодизель, матовая зеленая краска, защита днища, некое подобие «кенгурина», лебедка и крепления для охотничьего снаряжения внутри... Все бы ничего, но стоит такой автомобиль около 2,4 миллионов. Охотники, конечно, люди не бедные, но не до такой же степени.

Вот появление на той же платформе броневика и эвакуатора уже довольно неожиданно. Как неожиданно и то, что оба они получили одинаковые 140-сильные моторы. К эвакуатору вопросов нет – тягать машины он будет методом частичной погрузки, то есть более правильно его будет называть буксировщиком. Но броневику при этом придется таскать на себе весьма приличное количество стали, тем более, что защитили его по второму классу. Если вы полагаете, что там композит, то это вряд ли – по некоторым данным стоимость машины составит от 1,7 миллиона, что для легкой брони очень дешево. Кстати, эвакуатор при этом будет стоит 1,3 миллиона.

Ценник на пятую версию пока не известен, однако, если учесть, что это «скорая», точную сумму нам не объявят. Во-первых, тут слишком много факторов, во-вторых, суммы контрактов на столь специфический товар обычно не разглашаются. Тут однако надо заметить, что эта машина должна стоить дешевле аналогичного по направленности Crafter. Кроме того, эта версия еще и полноприводная, так что теоретически она может заменить старые санитарные «буханки» на деревенских подстанциях.

Подобных авто, надо признать, на выставке было немного, хотя тема реанемобилей в комтрансе сегодня развита очень серьезно – подобные машины стояли на каждом стенде, однако более интересным мне кажется то, что к этому вопросу вновь вернулись на ГАЗе. Построенная на базе «Газель NEXT» «скорая» визуально напоминает американские версии с полноценным «врачебным» отделением, позволяющим персоналу встать в полный рост. Другое дело, что эта модификация пока не сертифицирована, но этим, по словам представителей производителя, уже вовсю занимаются.

Впрочем, нижегородцы на новинки не поскупились. Бо Андерссон свое слово пока держит, и новые машины ГАЗ выпускает в соответствии с текущим планом развития. В частности, линейка «NEXT» (о ней можно прочитать здесь) пополнилась малым городским автобусом. Формат новинки стандартен – компактные размеры и 19 пассажирских мест. К слову, такие машины в Нижнем предлагают использовать не только в качестве маршруток, но и школьных автобусов.

Еще одна новинка – среднетоннажный грузовик, который должен прийти на смену ГАЗ-3309, а, проще говоря, «газону». Пока машина, правда, представлена в виде прототипа, тем не менее, вид у нее вполне готовый.

Кое-какие изменения, к слову, в будущем коснутся и «Газель NEXT». Это касается коробки передач. Нынешние модификации уже получили усиленную КП, но, как ожидается, скоро их оснастят более современной трансмиссией с троссовым приводом. Впрочем, о ее появлении Андерссон говорил еще полгода назад.

Кстати, забавный факт: еще одним трендом «Комтранс-2013» стали «маршрутки». Их на стендах было едва ли не больше, чем карет «скорой помощи». Понятно, что типаж по нынешним временам довольно спросовый, но при этом только в «Citroen» догадались поставить в экспозицию не «маршрутку», а обычное такси – выкрашенный в желтый седан C4. С введением новых правил в этой отрасли, спрос на подобную продукцию, вскоре, окажется весьма приличным. А клиентура на выставке, в общем-то, профильная. Про ориентацию на этот сектор в свое время много говорили и в «Nissan», и в «Peugeot», но Almera и 408-ого на их стендах почему-то не было.