Почему LADA Vesta не догоняет. Конкурентов

Полгода назад я был одним из немногих счастливчиков, тестировавших LADA Vesta в Италии. Зачем нас повезли на Апеннины, в какую круглую или квадратную сумму это обошлось PR-департаменту ВАЗа – дело десятое. Главное, что все смогли убедиться: Vesta реальна. Тольяттинские конструкторы смогли сделать вполне достойный аппарат. Среди многих положительных отзывов о ней был и мой. Теперь же, спустя полгода после теста и пяти месяцев после начала продаж, можно взглянуть на вещи более трезво и взвешенно.

Vesta продается с ноября 2015 года. Много ли их на улицах? Нет. До сих пор Vesta вызывает интерес именно потому, что редко встречается, причем ситуация такова и в столице, и в регионах, где позиции «Лады» всегда традиционно сильны. Отгремели пафосные презентации, ажиотаж спал, очередей нет, у дилеров на складах имеются любые комплектации. Убедился я в этом легко: съездил на клиентский тест-драйв в один из столичных салонов (дабы соблюсти режим «инкогнито», саму тестовую машину не снимал. Зато удалось вдоволь «пощелкать» ядовито-зеленый седан, стоявший в салоне). И вот мои свежие впечатления.

Приехал в назначенное время, меня встретил вежливый и вполне адекватный менеджер, спустя 10 минут мы уже катались по Строгино на белой Vesta в комплектации XV-Line, то есть самой укомплектованной. На секундочку, стоит она от 677 000 рублей. Полный электропакет, магнитола формата 2DIN с навигацией и камерой заднего вида, датчики парковки, обогрев лобового стекла и, конечно, роботизированная трансмиссия АМТ. Хороший набор, который еще недавно казался для отечественного автопрома недостижимым.

На 17-дюймовых дисках белая Vesta выглядит эффектно. Уж сколько сказано про дизайн Vesta, в очередной раз скажу так: Стив Маттин получает зарплату не зря. На мой взгляд, это первый за всю историю ВАЗа продукт, на который приятно смотреть, которому не нужны никакие доработки.

Салон по размерам чуть превосходит конкурентов вроде KIA Rio и Hyundai Solaris, и меня это не может не радовать. Вполне удобное кресло регулируется по высоте, неплох диапазон перемещения в продольном направлении. Руль также можно настроить и по вылету, и по высоте. Начало многообещающее… Но, увы, пока что комплименты заканчиваются. Сборку салона можно назвать не более, чем удовлетворительной. Подгонка пластика ровная, но все равно нет впечатления цельности, надежности – а именно его так ценят в корейских конкурентах.

Дверная панель «дышит» при открывании и закрывании окна, да и при нажатии локтем чувствуется, что пластик тонкий, его легко промять. Рычажок открывания двери и вовсе хлипкий – с ним придется обращаться аккуратно, дабы сохранить в первозданном виде. Скажете, придираюсь? Да. И имею на это право, ведь Vesta позиционируется, как полноценный конкурент иномаркам бюджетного класса. Вот что у вазовцев действительно получилось хорошо – это руль.

Он простой, без кожаной обивки, но диаметр, толщина обода и сам пластик настолько удачны, что можно показывать иностранным коллегам в качестве образца для подражания. Но восторги резко обрываются, стоит пощупать пластик передней панели. Внешний вид – вполне на уровне, а вот материалы – дешевые, грубые, гулкие… Чувствуется, на чем сэкономили.

Помнится, еще в октябре в Тоскане я сетовал на слишком короткий ремень безопасности – мне его хватало впритык, запаса по растяжению не оставалось. Представители завода тогда демонстративно записали замечание в блокнот и обещали исправить ситуацию. Помните, как в «Девчатах» – «Будет сделано!»… Но в тестовой «Весте» – та же беда. Возможно, это машина еще из первых партий, но все равно неприятно. Я ведь не самый необъятный из водителей, бывают дядьки и крупнее. Одно из преимуществ хорошей комплектации – подлокотник… Вернее, так должно быть. В реальности же брусочек, торчащий из боковины водительского кресла, совершенно бесполезен. Он расположен низко, так что локоть до него просто не достает, та и смыла от него мало – он слишком маленький. Но главный «прокол» – это та самая двухдиновая магнитола компании.

Как это часто бывает, хотели, как лучше, а получилось как всегда. Цветной сенсорный экран тусклый, цвета блеклые, еще и бликует безбожно – в солнечный день разглядеть на нем что-то невозможно. Структура меню далека от понятия «логика» так же, как Сколково от Силиконовой долины. Есть USB, но система не читает NTFS-кодировку. К роме того, половина русскоязычных тэгов выдается на экран в виде «кракозябр». Ну и звучание – настолько же унылое и бесцветное, как и дисплей. Почему нельзя было найти приличного китайского поставщика – загадка. Поднебесная давно завалила рынок куда более качественными компонентами по вполне адекватным ценам.

В движении – никаких эмоций. 106-сильного мотора хватает для спокойной езды, но если хочется острее – это не к роботизированной коробке. В обычном режиме АМТ можно даже похвалить за плавное переключение: актуаторы работают куда интеллигентнее, чем европейские аналоги от Opel или Citroёn. Vesta ровно набирает скорость, в моменты переключения передач лишь тихо подсбрасывает обороты. Никаких толчков, кивков и прочих посторонних спецэффектов. Но динамики нет и в помине. Стоит чуть сильнее нажать на газ, коробка начинает «суетиться» под клиентом, втыкая передачи невпопад. Спасает переход в ручной режим, но это понятно и логично для искушенных водителей, а как же новички и блондинки? Им же нужно, чтобы не хуже, чем у корейцев… Не в этом случае, увы.

Те же Solaris и Rio используют традиционные гидротрансформаторы. Для более скромных 1,4-литровых – простенькие, четырехступенчатые, для более мощных 1,6 – шестиступенчатые. И ведь у ВАЗа была возможность использовать все тот же четырехступечатый «автомат» JATCO, который уже опробовали на Granta. И сколько бы не говорили тольяттинцы о том, что японская трансмиссия слишком дорогая, что их разработка надежнее – без традиционного гидротрансформатора, Vesta не конкурент корейскому тандему.

Пока мы катались по району, менеджер рассказал мне, что жалоб на Vesta немного. Только вот... стойки переднего стабилизатора пришлось менять некоторым, но пока это все. В случае с LADA Vesta печально другое: Бу Андерссон, еще будучи президентом ВАЗа, переоценил как автомобиль, так и покупателей.

Базовая Vesta с «механикой» стоит от 514 000 рублей. Базовый KIA Rio – от 584 000 «деревянных». И если имидж корейского бренда практически безупречен, то про ВАЗ такое скажет лишь полный идиот. Ну не верит наш народ в то, что ВАЗ может собирать достойные автомобили. И даже если в случае с Vesta ситуация, наконец-то, стала исправляться, пройдет не один год, пока люди хоть немного изменят свое мнение.

Понятно, что Андерссон за последние два года серьезно перетряхнул поставщиков. Так же очевидно, что немалая доля иностранных комплектующих в Vesta отразилась на цене не в лучшую сторону. Но, как ни крути, это Лада, а значит, покупатель будет требовать более адекватной стоимости.

Возможно, новый президент ВАЗа Николя Мор сумеет найти часть компонентов в России, снизит себестоимость и т.д. и т.п., но здесь уже встает другой вопрос: а смогут ли наши производители обеспечить достойное качество?

Факт, что у дилеров ВАЗа есть в наличии любые версии (даже базовые, пустые, но с АМТ – а это вообще экзотика), явно показывает: люди пока не верят в Vesta. И если цену не снизить минимум на 100 000 (с каждой комплектации), раскупать не начнут. Времена, когда «новые «Жигули» сметали из салонов просто потому, что они новые, прошли. Российский автолюбители успели привыкнуть к хорошим машинам. В случае с Vesta же остается слишком много «но».