36645

Кто и как зарабатывает на «паленом» бензине

Продажа контрафактного топлива стало эпидемией, охватившей весь рынок нефтепродуктов страны. «Паленое» топливо выводит из строя моторы, подрывает экологическую обстановку в городах, способствует росту уровня коррупции. По некоторым оценкам, треть всего продаваемого в стране моторного топлива – контрафакт, некачественное. В общем – беда!
Изображение Кто и как зарабатывает на «паленом» бензине

Причем настолько страшная, что на нее обратил внимание и президент страны. В апреле на совещании с членами правительства Владимир Путин поручил Генпрокуратуре РФ и другим профильным министерствам и ведомствам конкретно заняться топливным контрафактом и найти реальные пути обуздания этого общественного зла.

Чаще всего, уверены эксперты рынка, продавцы топлива «химичат» с соляркой.

Генпрокуратоура оперативно начала массовые проверки качества автотоплива на АЗС и НПЗ с участием специалистов Госстандарта и Ростехнадзора. Но пока результаты этих проверок никого не впечатлили. Один из экспертов отрасли, подчеркивая серьезность положения, позволил себе по этому поводу пошутить в том смысле, что топливный контрафакт будет всегда. Он бессмертен как мафия и коррупция, а задача власти в том, чтобы свести его к приемлемому обществом минимуму. А для этого необходимо предпринять комплекс мер, имея при этом действительно реальную и полную картину бедствия. Которой на сегодняшний день нет в силу ряда сложившихся обстоятельств.

По промежуточным данным опроса 193 собственников независимых АЗС в 12 субъектах РФ, проведенного по инициативе РСПП некоммерческим партнерством «Независимые отечественные нефтетрейдеры», реальная картина выглядит так. Реализацию некачественного топлива, как весьма острой – или просто актуальной – проблемой признали 65% опрошенных, а долю его объема на рынке своего региона в среднем оценили на уровне 25% (максимальная оценка – 60%).

Основные крупнооптовые «снабженцы» региональных рынков негодным топливом для АЗС – это крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК)!

Основными мелкооптовыми поставщиками «паленого» топлива названы независимые нефтебазы, занимающиеся так называемым блендингом (производство товарных бензинов из нетоварных бензинов, используя различные добавки и компоненты) – 33%; мини-НПЗ в регионе – 19%; трейдеры, доставляющие некачественное топливо из других регионов – 85% и вертикально интегрированные нефтяные компании – 7%.

А доля основных розничных «реализаторов» «кривого» топлива на рынке своих регионов, респонденты считают одиночные независимые АЗС и небольшие «местные» сети (до 5 АЗС) – в пределах 70% рынка «фальшака»; крупные и средние независимые сети (более 10 АЗС) – 30%; сети АЗС ВИНК – 11%; нелегальные и полулегальные контейнерные АЗС – 26%; бензовозы, оборудованные под передвижные АЗС – 19%.

В качестве «решительной» меры противодействия топливным махинатороам, призванной остановить торговлю фальсификатом, в ведомственных кругах предлагают ввести новые акцизы на СМТ в сопровождении механизма компенсации акцизных затрат конечным профильным потребителям в системе речного транспорта. Ведь чаще всего именно СМТ хитроумные дельцы используют для изготовления «ослиной мочи». Есть и предложение Минпродторга РФ внести в КОАП положения, позволяющие «огорчать» НПЗ и АЗС крупными штрафами за торговлю некачественным топливом

Так вот, большинство участники опроса, как и многие эксперты, или высказали по поводу эффективности этих предложений большие сомнение, или же выразили уверенность в том, что они себя не оправдают. По их мнению, введение акцизов приведет лишь к росту мелкооптовых цен в регионах в следствие возникновения дефицита топлива – дизельного и низших сортов. Ведь не секрет, что вдали от больших городов до сих пор востребован и Аи-80.

Известный торговцам факт: чем ниже уровень жизни в регионе, тем востребованей у населения некачественное топливо!

Наконец, респонденты убеждены в том, что производители и торговцы некачественным топливом найдут новые схемы и лазейки для своего подпольного бизнеса, тем паче, что львиная доля фальшивого топлива находится в нелегальном обороте, а теневой сектор топливного рынка находится вне сферы фискальных мер. И что же делать?

Основным «сырьем» для изготовления незаконного, подпольного, котрафактного топлива служат судовое маловязкое топливо (СМТ) и иные продукты нефтеперегонки, а также топливный «первач», получаемый на частных мелких, большей частью подпольных, нефтеперегонных установках, нередко из нефти, украденной из нефтепроводов и продуктопроводов.

Проблема качества топлива особенно характерна там, где на рынке доминирует НК «Роснефть».

Председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике Павел Завальный прямо заявил, что необходимо ввести уголовную ответственность за изготовление и продажу топливного фальшака.

Очевидна, по мнению экспертов, необходимость и в широком, хорошо организованном, оснащенном, продуманном и работающим в деловом контакте с госструктурами общественного контроля. Понятна необходимость создания библиотеки проб, для чего их забор нужно производить на каждом этапе логистической цепочки от НПЗ до АЗС – тогда можно докопаться до первоисточника «фальшака». Наконец, понадобится и постоянно действующая служба «тайных покупателей» топлива. Не худо бы создать и внедрить на розничном рынке систему добровольной сертификации АЗС.

На руку махинаторам играет и отсутствие единых и понятных правил всех участников топливного рынка, непрозрачность, диспаритет оптовых и розничных цен, недобросовестная ценовая конкуренция, монополизм ВИНК, дисбаланс спроса и предложения, возникающий, в частности, сезонно, при ремонте НПЗ, при изменении бюджетного правила, экспортных тарифов.

...Проблемы отрасли давно перезрели и требуют быстрой и решительной нормализации экономических условий работы всех сегментов отрасли. По мнению экспертов, сложившаяся экономическая модель отрасли сама провоцирует существование и разбухание на рынке потока некачественного, контрафактного и нелегального топлива, сама подталкивает участников рынка к поиску схем «оптимизаций» и ухищрений. Слом этой модели – актуальный вызов бизнесу, профильным ведомствам, правительству и законодателям. В конечном счете в интересах массового потребителя. Ведь хлеб растят и развозят на топливе.