45109

Как иностранцы уходят от ответственности за ДТП, совершенное в России

За свой разбитый дальнобойщиком-белорусом дорогой внедорожник москвичка получила лишь компенсацию в рамках ОСАГО. Возместить полную стоимость восстановления машины минские суды отказываются категорически.
Поделиться
Изображение Как иностранцы уходят от ответственности за ДТП, совершенное в России

Авария, финансовые последствия которой многодетная семья из Москвы расхлебывает до сих пор, случилась еще прошлым летом. Пятого июня 2016 года на 41 километре Щелковского шоссе дальнобойная фура с тягачом Scania с белорусскими номерами врезалась в Jeep Grand Cherokee под управлением Елены Олейниковой. К счастью, большегруз, принадлежащий ООО «Белтрансвейс», имел оформленную «зеленую карту», что дало право на денежное возмещение в рамках ОСАГО. Но и только. Как положено, вызвали ГИБДД, оформили аварию, в которой признали виновным белоруса. А дальше начались «приключения» с возмещением ущерба.

Эксперт страховой компании насчитал по ОСАГО повреждений более чем 1 млн. рублей. Затем, благодаря жульническому по своей сути приколу отечественных страховщиков под названием «износ», сумма ущерба волшебным образом уменьшилась до 828 000 рублей. Независимая автоэкспертиза (была проведена и она) насчитала порядка 1,6 млн. рублей за восстановление авто, и даже с учетом того износа — не менее 1,2 млн. рублей. Но это обстоятельство оказалось, в принципе, не особо важно, поскольку максимально возможная выплата по материальному ущербу в рамках ОСАГО составляет 400 000 рублей. Эти деньги владельцу злосчастного Cherokee аккуратно выплатили. Оставшиеся средства российское законодательство предлагает взыскивать через суд по месту регистрации или нахождения ответчика. То есть в белорусском суде, в городе Минске.

Туда и отправилась водительница разбитого «джипа» в августе 2016-го, чтобы отсудить 840 000 рублей — разницу между независимой оценкой повреждений и фактически выплаченной в рамках ОСАГО суммой. Помимо затрат на проживание и услуги местного адвоката, пришлось внести в белорусскую казну 5% от суммы иска. Слушание дела состоялось 17 ноября 2016. Результатом стал полный отказ в удовлетворении требований российского автовладельца, поскольку экспертиза, как решило белорусское правосудие, насчитала «предполагаемый», а не реальный ущерб. И, по мнению судьи, взыскание рассчитанной экспертами суммы с ООО «Белтрансвейс» может привести к незаконному обогащению Олейниковой Е.

В середине февраля 2017 года состоялось рассмотрение кассационой жалобы «чероковладлицы» уже в городском суде Минска. Разумеется, опять с тратами на адвоката и пошлиной в процентах от суммы иска. И вновь в удовлетворении наглых притязаний зажравшегося москвича было отказано. А тем временем разбитый Grand Cherokee так и простаивает на платной стоянке. Теперь, чтобы добиться возмещения ущерба, автовладельцу можно еще подать жалобу на имя председателя минского горсуда, а далее — только кассацию в Верховный суд Белоруссии. При этом не забывая платить пошлины и местным адвокатам! Вот только владельцы машины, похоже, уже все поняли по поводу белорусского правосудия и не верят в успех своего судебного предприятия…

На самом деле, Гражданско-процессуальный кодекс РФ позволяет потерпевшему подать иск в российский по месту ДТП. На это указывает пункт 5 части 3 статьи 402 ГПК. В случае если отечественный суд встанет на сторону истца, судебные приставы должны будут подготовить соответствующее хадатайство и направить его белорусской стороне. А та, на основании действующей на территории стран СНГ «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», должна будет выполнить решение российского судебного органа.