ОСАГО станет значительно дороже для нарушителей ПДД

В своих «Основных направлениях развития и обеспечения стабильности финансового рынка России на период 2016-2018 годов» ЦБ решил сделать ОСАГО дорогим удовольствием для нарушителей Правил дорожного движения.

Программный документ, опубликованный накануне мегарегулятором страхового рынка, содержит серьезные для водительского кошелька новации в законодательство об ОСАГО. Среди прочих мер упомянуто «введение нового коэффициента страхового тарифа, учитывающего привлечение водителей к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения».

Сейчас, напомним, стоимость ОСАГО вычисляется путем умножения базовой ставки полиса на ряд коэффициентов, учитывающих регион регистрации машины, ее мощность, «аварийность» владельца авто, его возраст и шоферский стаж. Уже в будущем году Центробанк намерен ввести еще один – за нарушения ПДД. По логике, базовый уровень этого коэффициента должен будет составлять единицу, а у тех, кто попался на нарушениях ПДД, в зависимости от их количества, он будет автоматически увеличиваться. Например, после 1-2 нарушения за года коэффициент вырастет до 1,1, за 3-5 – станет равен 1,5; а при 5-10 нарушениях коэффициент приравняют к 2 и так далее.

Но это – не более чем предположение, поскольку к реальной проработке вопроса пока никто еще не приступал. Точно также чиновникам Центробанка предстоит установить, за какой период должны учитываться нарушения ПДД. И прописать механизм уменьшения коэффициента для тех, кто перестал нарушать Правила. Особенно тонкий вопрос – все нарушения должны учитываться при формировании коэффициента или нет.

Исходя из здравого смысла, на стоимость «автогражданки» должны влиять лишь нарушения, провоцирующие аварии и травмы. Такие как, например, серьезное превышение скорости, проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал, непристегнутый ремень и тому подобные. Если же Центробанк решит учитывать все нарушения ПДД огульно, то это будет как минимум не умно. Как, например, влияет на безопасность на дороге нарушение правил парковки? Или выезд на «выделенку»? Не менее глупо применять при начислении штрафного коэффициента те нарушения ПДД, за которые полагается лишение водительского удостоверения. Когда человек на год-полтора становится пешеходом, полис ОСАГО в течении срока лишения ему все равно не нужен.

Так оно будет или нет, но очередное нововведение сводится, в конечном счете, к тому же, к чему и всегда – к увеличению «нагрузки» на кошелек рядового автовладельца. Стоимость ОСАГО, как мы помним, к весне 2015 года выросла в общей сложности вдвое. Одновременно формально увеличились максимально возможные выплаты пострадавшему в ДТП: по имуществу со 120 000 рублей до 400 000 рублей, а по жизни и здоровью — со 160 000 рублей до 500 000 рублей. На практике автовладельцы, покупая теперь ОСАГО вдвое дороже, получают в качестве компенсаций лишь на 36% больше. По данным Российского союза автостраховщиков, средняя выплата пострадавшим в ДТП за 10 месяцев 2015 года составила 47 400 рублей против 34 700 за аналогичный период прошлого года.

Но «страховому сообществу», каким-то образом обаявшему руководство ЦБ, похоже, и этого мало. В пользу такого предположения говорит то, что председатель Банка России Эльвира Набиуллина 17 ноября на рабочей встрече со страховщиками распорядилась создать «дорожную карту» либерализации тарифа ОСАГО. То есть, фактически, отдать ценоообразование ОСАГО полностью на откуп страховщикам. Некоторые эксперты говорят о том, что это произойдет уже в 2018 году. А другие предсказывают, что после этого ОСАГО превратится в обязательное КАСКО с соответствующими ценами.