15094

Футурама: как устроена заправка будущего

Технологии стали такой неотъемлемой частью нашей жизни, что порой мы их даже не замечаем. Мы привыкли к тому, что электроника в автомобиле выстраивает маршрут, следит за исправностью систем и нашей безопасностью. Но не заметили, как вслед за транспортом «поумнела» и инфраструктура.
Поделиться

Изображение Футурама: как устроена заправка будущего

Портал «Автовзгляд» воспользовался случаем и заглянул «под капот» недавно открывшейся в Санкт-Петербурге ультрасовременной АЗС сети «Газпромнефть», чтобы на ее примере выяснить, как работает «умная» заправка.

По уму встречают

Топливо на «умную» заправку привозят «умные» бензовозы. Современные автоцистерны напичканы электроникой: одни датчики в режиме онлайн фиксируют маршрут и каждую остановку бензовоза, другие следят за тем, чтобы опломбированную цистерну никто не вскрывал в пути. Так что на заправку топливо прибывает в полной сохранности — ровно таким, каким его отпустила нефтебаза.

А каким она его отпустила — расскажет паспорт качества. Этот документ сопровождает каждую партию. В нем написано, откуда топливо привезено, его тип и характеристики в соответствии с ГОСТом. Паспорта качества находятся в свободном доступе на заправке — с ними может ознакомиться любой посетитель.

При приеме бензовоза сотрудник станции набирает арбитражные пробы каждой прибывшей партии, и они хранятся опечатанными на АЗС на случай, если понадобится провести повторную экспертизу качества. Еще одна ступень проверки — в мобильных лабораториях. Эти автофургоны с профессиональным лабораторным оборудованием посещают каждую АЗС сети «Газпромнефть» не реже раза в месяц, отбирают из колонок продающееся топливо и тут же, «не отходя от кассы», проверяют его на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза и ГОСТам. Приборы сами анализируют пробы по 20 ключевым параметрам, после чего автоматически выдают отчет — сотрудникам лаборатории остаётся только зафиксировать результат. Важное условие объективности проверки — неожиданность: мобильные лаборатории приезжают на АЗС без предупреждения.

Электронные «глаза и уши»

До того как попасть в бак автомобиля, бензины и дизель хранятся под землей в отдельных резервуарах на 100 кубометров каждый. Водитель бензовоза сам подсоединяет рукава к резервуарам и сливает топливо — под внимательным контролем электроники. Каждый резервуар промаркирован и хорошо освещен, поэтому даже поздно вечером их не спутаешь, не зальешь, к примеру, 92-й в резервуар с 95-м. Но даже если бы это и случилось, стоящие внутри резервуара датчики тут же заметили бы подмену: они отслеживают плотность содержимого, а плотность у разных марок топлива, как известно, разная.

Если поднять синий люк на поверхности резервуарного парка, можно увидеть только систему подключения сливных рукавов. Физического доступа к топливу в резервуаре нет даже у персонала станции
Если поднять синий люк на поверхности резервуарного парка, можно увидеть только систему подключения сливных рукавов. Физического доступа к топливу в резервуаре нет даже у персонала станции

Помимо плотности топлива датчики в резервуарах определяют его объем и температуру. За уровнем топлива следят специальные зонды: для каждого резервуара составляется градуированная таблица, по которой автоматика определяет уровень содержимого. Все данные с датчиков и зондов выводятся на консоль уровнемера — этот прибор расположен на виду у персонала. Таким образом, качество топлива всегда под контролем, что исключает риск смешения и попадания в резервуары посторонних жидкостей.

Консоль уровнемера расположена у кассы. Сотрудники АЗС видят плотность, температуру и объем топлива в каждом резервуаре
Консоль уровнемера расположена у кассы. Сотрудники АЗС видят плотность, температуру и объем топлива в каждом резервуаре

Отдельные датчики следят за тем, чтобы в резервуар не попал суровый враг двигателя — вода. Такое может случиться только вследствие какой-то чрезвычайной ситуации — например, повреждения подземных трубопроводов из-за просадки грунта или экстремального паводка. Но и тут на помощь придут законы физики и электроника. Вода тяжелее топлива и сразу опускается на дно. А там уже ее зафиксируют специальные датчики — они отправят сигнал на консоль уровнемера, и отпуск топлива из резервуара сразу прекратят.

Как объяснил проводивший экскурсию Антон Глухов, начальник управления розничных продаж сети АЗС «Газпромнефть» в России, до автоматизации всех процессов на АЗС отсутствие воды в резервуарах проверяли гораздо более зрелищным способом. Специальный длинный шест — метршток — смазывали водочувствительной зеленой пастой и погружали в резервуар: при соприкосновении с водой она должна была поменять цвет на розовый. Еще до недавнего времени каждая АЗС обязана была по закону держать у себя метршток — теперь же эти инструменты постепенно уходят в прошлое.

Ни капли мимо

Около двух сотен метров подземных трубопроводов соединяют резервуары с топливораздаточными колонками. Современная колонка — это сверхточный аппарат со сложным программным обеспечением. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть внутрь — на сложное переплетение устройств, плат и проводов. Все стратегически важные элементы опечатаны пломбами. У персонала станции нет доступа к настройкам — высокотехнологичное оборудование рассчитано на исключительно профессиональное управление.

Пожалуй, самое интересное, что есть внутри колонки — объемомеры. Эти приборы подключены к пистолетам и отмеряют, сколько топлива заливается в бак клиента. Объемомеры связаны с резервуарами и кассовыми аппаратами и постоянно обмениваются с ними данными: количество топлива, выбывшее из резервуара, должно совпадать с количеством топлива, отпущенного колонкой и пробитого в чеке клиента. В конце каждой смены автоматика формирует отчет сверки. АЗС нового поколения — это «герметичная система», и человеческий фактор здесь полностью исключен.

Точность работы колонок проверяют как государственные надзорные органы, так и сами сотрудники станции — ежедневно. Для проверок используется специальный сертифицированный и опломбированный прибор — мерник. Это 10-литровая емкость с контрольной шкалой, которую заполняют бензином или дизелем. На 10 литров выданного с колонки топлива по ГОСТу допускается погрешность от 25 до 50 мл в зависимости от температурных условий — по сути капля в море. Но внутренний регламент АЗС сети «Газпромнефть» устанавливает еще долее строгие рамки: не более 40 мл. Кстати, попросить провести проверку точности работы колонки с помощью мерника может любой клиент заправки — это его право как потребителя.

Интернет вещей

Все оборудование, которое мы увидели на заправке, от резервуаров до кофемашин, подключено к единой интеллектуальной системе. Ее называют мониторинговым центром инфраструктуры. Это собственная разработка сети АЗС «Газпромнефть» и подобной технологии нет пока ни у одной другой топливной компании в стране.

О том, как работает мониторинговый центр инфраструктуры, «Автовгляду» рассказал руководитель проекта Артемий Сайгин
О том, как работает мониторинговый центр инфраструктуры, «Автовгляду» рассказал руководитель проекта Артемий Сайгин

Мониторинговый центр инфраструктуры собирает и анализирует данные о работе оборудования более тысячи заправочных станций сети «Газпромнефть» в России. Он наблюдает за всеми важными процессами на АЗС. Круглосуточно мониторит плотность и температуру топлива в резервуарах. Следит за запасами бензина и дизеля и подает сигнал, когда приходит пора их пополнить. Контролирует поставки и слив бензовозов. Сверяет объем отпущенного с колонки топлива с объемом, выбывшем из резервуара. Все эти данные отправляются в единую базу, где искусственный интеллект их систематизирует и анализирует.

Все процессы на станции управляющая видит на экране рабочего компьютера
Все процессы на станции управляющая видит на экране рабочего компьютера

Та же «умная» система следит за тем, чтобы все оборудование на станциях работало точно и исправно. При этом она не только сигнализирует об уже случившихся поломках, но и помогает их предотвращать: при первых признаках неполадок отправляет заявку в ремонтную службу. Так что теперь оборудование на АЗС сети «Газпромнефть» стало работать практически бесперебойно.

Как отмечают в компании, одно из главных достоинств системы — ее прозрачность. Доступ к интерфейсу есть не только у управляющих АЗС, но и сотрудников в офисах, в чьи прямые обязанности входит следить за исправностью оборудования, качеством топлива и точностью отпуска. Таким образом, происходит двойной контроль: на месте и «сверху». При этом вручную корректировать данные, собранные системой, никто не может: доступ к настройкам есть только у программистов.

По словам Сергея Цыкунова, в работе мониторингового центра инфраструктуры используются машинное обучение и предиктивная аналитика
По словам Сергея Цыкунова, в работе мониторингового центра инфраструктуры используются машинное обучение и предиктивная аналитика

Мы подключили наши АЗС к Интернету вещей, — говорит Сергей Цыкунов, руководитель по операционной деятельности сети АЗС «Газпромнефть» в России. — Все торговое и технологическое оборудование соединено и обменивается данными. Теперь мы планируем подключить к этой сети еще и системы жизнеобеспечения — кондиционеры и холодильное оборудование, чтобы сделать их работу не только бесперебойной, но и энергоэффективной'.

После экскурсии по новой АЗС в голову приходит мысль: порой мы не замечаем новые технологии не только потому, что они стали частью нашей повседневной жизни. Просто в рассказах о будущем искусственный интеллект выглядел как роботы из «Футурамы», а в жизни он может скрываться от глаз потребителя в заправочной колонке или вовсе — в облаке данных. Впрочем, как минимум одну «цифровую» новинку на заправках «Газпромнефти» можно не только разглядеть, но и испытать в действии: теперь в мобильном приложении сети можно настроить рецепт кофе по своему вкусу. Советуем заехать и попробовать.

Фото: АвтоВзгляд.ру

Липатова Екатерина