Почему GM лучше вернуться на наш рынок

Официальные российские дилеры GM один за другим стали предъявлять заокеанскому производителю иски о возмещении убытков – теперь марке, расторгнувшей в одностороннем порядке соглашения с автосалонами, дешевле будет вернуться на рынок.

Стоит напомнить, что в марте прошлого года американский концерн неожиданно для всех объявил об уходе с нашего рынка, бросив на произвол судьбы не только десятки тысяч потребителей его продукции, но и своих официальных дилеров. С последними, как уже было сказано, General Motors расторгнул договоры о предоставлении услуг в одностороннем порядке – по сути, просто поставив их перед фактом самоликвидации. Конечно, дилеры не освобождаются от ответственности по обеспечению гарантийных и постпродажных обязательств перед клиентами, но нести связанные с этим финансовые издержки, которые ранее являлись заботой головного представительства, они не намерены, да и не могут. Откуда бизнесменам брать деньги в случае, скажем, необходимости массово поменять на клиентских машинах бракованные детали? А как быть, если потребуется заменить сами автомобили?

В нашей стране гораздо проще закрыть автосалон или переквалифицировать его под другие бренды, «благо» лазейки в законе и процветающая коррупция позволяют спокойно уйти от наказания даже в случае судебных разбирательств. Иными словами, клиенты – случись что – рискуют остаться у разбитого корыта. Как это уже произошло в некоторых регионах страны (Мурманске, Иркутске, Липецке, Тамбове и других), где дилеры без всякого предупреждения закрылись, вынудив людей ездить на ТО и «гарантийку» за несколько сотен, а то и тысяч километров в другие города. Пожаловаться бедолагам некуда – российский офис GM существует номинально, и по прогнозам экспертов дальше ситуация будет только хуже, если, конечно, дилеры не возьмут пример со своих коллег, успешно отсудивших у американцев крупные суммы.

Так, еще в октябре минувшего года владелец пензенского центра «Автолоцман», обратившись в Арбитражный суд Пензенской области, потребовал от ООО «Дженерал Моторс СНГ» и ООО «Дженерал Моторс Дэу Авто энд Технолоджи СНГ» компенсировать убытки в размере 936 400 000 рублей, включив в претензию суммы, необходимые для возмещения последующих затрат на пятилетнее гарантийное обслуживание, страховую премию и «средства, необходимые для восстановления платежеспособности». В итоге сумма взыскания составила более 3,5 млрд. рублей. Суд, правда, удовлетворил ходатайство частично, заморозив счета ответчиков в «Ситибанке» в размере 379 634 000 рублей.

А буквально на днях по заявлению АО «Рязоблавтотехобслуживание» (дилерский центр «Регион 62») Арбитражный суд Рязанской области арестовал движимое и недвижимое имущество GM Russia, включая деньги на счетах в том же «Ситибанке» на сумму свыше 813 000 000 рублей. Впрочем, глупо было бы так легко отпускать General Motors из России. А еще нелишним было бы подключить к разбирательствам Минпромоторг, ведь на кону уже даже не тысячи граждан и юридических лиц, а репутация всей страны!

Когда с некоторых рынков Старого Света «джиэмовцы» убрали Chevrolet, во Франции, к примеру, местные площадки, заручившись поддержкой государства, обязали беглецов выплатить 8 000 000 евро штрафов, а еще в 30 000 000 евро американцам обошлась компенсация финансовых издержек, которые понесли местные дилеры. Но у французов в отличие от России не было сборочных производств, как, впрочем, и такого огромного количества дилерских центров. Поэтому от нас янки так легко не отделаются! Тем более, что с закрытием площадок тысячи человек остались без работы, а бюджет – без налогов.

Минпромторг может подсчитать, сколько недополучила казна благодаря льготным полшинам на ввоз запчастей и комплектующих, а также сколько было потрачено средств на программу утилизации и прочие субсидии. Другими словами, мы потеряли выгоду, позволив заокеанскому автогиганту воспользоваться всеми этими бонусами и льготами. Теперь же надо потребовать у вполне себе платежеспособных хитрецов не просто возместить убытки, но еще и заплатить штрафы, которые наши власти просто обязаны наложить на GM. 

И в итоге концерну дешевле будет остаться в стране. Ведь, как уже было сказано, бизнес GM в России с форматами Франции и рядом не стоит – представляете о каких колоссальных суммах может идти речь? Рискнем предположить, что откуп составит сотни миллионов евро, если и не миллиард-другой. И если, наконец, правительство возьмется за дело, автоконцерн тут же объявит о возвращении. Конечно, не без затрат и компенсаций, но во всяком случае, не таких глобальных.