Как Гостехнадозр Подмосковья заставляет квадроциклистов гибнуть на дорогах

Гостехнадзор Московской области подложил владельцам квадроциклов и снегоходов жирную свинью в виде дополнительных препон при постановке техники на учет. Процедура усложнилась настолько, что большинство экстремалов попросту махнули на это гиблое дело рукой. Дескать, не беда – и без номеров погоняем. Отсюда и рост пьянства за рулем внедорожной техники, и страшные аварии, в которых гибнут даже дети. Но чиновников, похоже, эти проблемы не волнуют...

Для того, чтобы поставить квадроцикл, снегоход или иную самоходную машину (в том числе бульдозер, грейдер, погрузчик, асфальтоукладчик) на учет, ее необходимо предъявить инспектору для сверки номерных агрегатов. Вполне резонное требование, ведь, к примеру, невозможно законным путем получить номера на автомобиль, не посетив ГИБДД. Но если в машину можно сесть и проехать хоть сто километров, то поездка в инспекцию верхом на снегоходе или огромном асфальтоукладчике выглядит, мягко говоря, довольно абсурдным мероприятием.

Как вариант решения проблемы – нанять эвакуатор. Но, во-первых, это повлечет за собой дополнительные расходы. А во-вторых, все офисы как столичного, так и подмосковного Спецгостехнадзора находятся в жилых массивах. И не где-то в первой линии домов от главных проспектов, а в глубине кварталов. Туда и на малолитражке бывает сложно подъехать и припарковаться, а уж с прицепом, в котором едет квадрик или снегоход на осмотр, и подавно. Да что там легковушка с «хвостом»! Как, например, каток на фуре на осмотр привезти?!

Без права перепрописки

Наиболее продвинутые читатели наверняка пожмут плечами: мол, не понимаем, зачем куда-то на прицепах возить технику, когда ее разумнее поставить на учет в ближайшем от места ее нахождения отделе технадзора? Скажем, «живет» квадроцикл на даче в Шатуре, там и ставь на учет, несмотря на то, что хозяин прописан в Москве. Ха! Не тут-то было. Административный регламент Гостехнадзора, написанный, видимо, еще в каменном веке, не дает гражданам возможности ставить технику на государев учет без привязки к месту своей прописки.

До недавних пор у владельцев самоходных машин была лазейка: они имели право вызвать к себе на подмосковную дачу местного представителя регистрирующего органа, или же проехать пару-тройку километров до его офиса верхом на технике, дабы тот совершил таинство по сличению номеров на раме и движке. По итогам таких «смотрин» инспектор выдавал так называемый Акт сверки номерных агрегатов. С этой бумагой и документами на технику владелец ехал в инспекцию технадзора по месту своей прописки, где без лишних хлопот получал номера.

 

Смотреть запрещается

Однако начальник Спецгостехнадзора Московской области вдруг осознал, что создание комфортных условий для рядовых граждан не входит в сферу его интересов.

И разослал подчиненным циркуляр, которым запретил инспекторам на местах осматривать какую бы то ни было технику и выдавать на нее всякого рода акты: «Выдача актов сверки номерных агрегатов не предусмотрена нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность сотрудников Управления гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области. Начальник управления С.В. Кайгородов, 12.01.2016».

Спору нет, коль нормативами не предусмотрено, значит государственный служащий ничего никому и не должен. То есть с точки зрения закона господин Кайгородов абсолютно прав. Но давайте вдумаемся, для чего чиновник высокого ранга поставлен на свою должность? Чтобы как солдафон бездумно исполнять зачастую морально устаревшие инструкции (или как в нашем случае – отсутствие таковых), или же для развития вверенного ему ведомства на благо общества? Вместо того, чтобы найти возможность и создать легитимные условия для выдачи Актов сверки номерных агрегатов, которые позволили бы владельцам самоходных машин без лишних трат времени, нервов и денег, ставить квадрики, снежики и трактора на учет, начальник Гостехнадзора предпочел вовсе похоронить годами функционирующую систему.

 

И с бумажкой ты букашка

Наши корреспонденты на практике убедились в том, что человеку с московской пропиской, чей квадроцикл «проживает» на подмосковной фазенде, куда проще смириться с мыслью, что на его «тарантасе» никогда не будет номера, нежели преодолеть девять кругов бюрократического ада.

Итак, приезжаем на квадроцикле к инспекции технадзора по Раменскому району Московской области. Так, мол, и так, купили квадрик, хотим пользоваться им согласно букве закона, но сами прописаны в Юго-Восточном округе Москвы и не имеем возможности туда его этапировать... «Эх, братцы, – отказал служивый, – и рад бы помочь, да распоряжение есть не выдавать акты сверки номерных агрегатов. Попробуйте обратиться в инспекцию Гостехнадзора по месту своей регистрации, может, там вам чего доброго посоветуют»...

В отделе Спецгостехнадзора по Юго-Востоку, цокая языками, нас внимательно выслушали и, войдя в положение, написали запрос в инспекцию Раменского района с просьбой провести осмотр и выдать акт сверки номерных агрегатов. С этой бумагой мы вновь приехали в областной технадзор: «Ну не могу я ничего поделать, – вновь пошел в отказ инспектор. – Даже несмотря на прошение от столичных коллег».

Регионы идут на встречу

Зато обзвонив технадзоры Тверской, Смоленской, Тульской, Калужской и Саратовской областей, дабы «провентилировать» тему, могут ли они выдать акт сверки, если мы приедем к ним на смотрины на своем квадроцикле, везде получили утвердительный ответ.

Вдогонку посылаем еще один вопрос, мол, а вашими нормативами предусмотрена выдача подобных актов? «О чем речь, – в один голос твердили во всех опрашиваемых инспекциях, – было бы не предусмотрено, не выдавали»!

Промаявшись пару недель с постановкой квадроцикла на учет, мы сдались. И теперь на свой страх и риск ездим без номеров. А ведь если сотрудник ДПС остановит квадрик без «жестянки», его владельцу светит лишение «прав» на срок до 6 месяцев. Причем, изымут «корочку» не только на управления самоходным драндулетом, но лишат права управления в том числе и автомобилем!

 

Повышая безответственность

А теперь давайте подумаем, что будет делать квадроциклист, управляющий незарегистрированной техникой, когда увидит служивых от ГАИ?

Правильно, давать деру! А во время погони частенько случаются разного рода неприятности: то сам квадроциклист не справляется с управлением и разбивается под списание, то отправляет на тот свет какого-нибудь зазевавшегося пешехода. Кроме того, отсутствие номера на технике превращает владельца в безответственного ездока. Ведь если нет номера, значит тебя не могут пробить по базам и установить личность. Потому уже не грех и подвыпимши сесть за руль, и на «встречку» выехать, и с полицией в кошки-мышки поиграть. И за примерами ходить далеко не надо. В минувшем феврале в подмосковном Домодедово разыгралась чудовищная драма. Прямо на пешеходном переходе квадроциклист на огромной скорости сбил бабушку, переходившую дорогу с трехлетней внучкой. Пожилая женщина в тяжелом состоянии попала в больницу, а девчушка погибла на месте трагедии. А неделей ранее в Воскресенском районе Московской области четверо молодых парней без шлемов ехали по трассе на квадрике, один из участников веселых покатушек выпал из седла, крепко приложился головой об асфальт, а ведь у него была еще вся жизнь впереди... И подобных кровавых инцидентов с участием незарегистрированной внедорожной техники наберется на целое кладбище. В том числе, и благодаря Гостехнадзору Московской области.