«КамАЗ-Мастер» дрогнул и «сделал уши»

Собственно говоря, этого события ждали весь год. На прошедшем в Волгоградских степях шестом, последнем этапе Чемпионата РФ по ралли–рейдам наконец-то произошел долгожданный поединок двух заводских команд – «КамАЗ-Мастер» и «ГАЗ Рейд Спорт». Мало того, здесь определились абсолютные чемпионы годового зачета и фавориты на следующий гоночный сезон.

Сразу замечу, что я немного оговорился, сказав про степные дороги Волгоградской области. Здесь гонщиков ожидали весьма коварные «песочницы» и возможность посетить уникальное пустынное место – Арчединско–Донские пески, которые образовались еще в ледниковый период. Местный ландшафт таил немало сюрпризов не только для гонщиков, но и любого человека, который решится здесь пройти. Например, для снимавших гонку журналистов. Представьте себе, как хорошо утрамбованный песчаник неожиданно сменяется зыбучими песками, в которых нога проваливается до колена. Причем в самых неожиданных местах. Но это если идти пешком. А если на огромной скорости нестись на многотонных машинах, то даже на накатанном месте болид может внезапно завязнуть. И вытащить аппарат не представляется возможным: сенд-траки помогут лишь сделать прыжок до очередной ловушки! И это при том, что организаторы предложили иезуитский гоночный маршрут.

Классического пролога на Бахе «Великая Степь-Дон» не было. В первый день гонки извилистые дороги первого спецучастка (282 км) сменились коварным песчаником спецучастка №2 (146 км). А на следующий гоночный день характер покрытия резко изменился. Это были твердые «грунтовки», на которых нужно было развить максимальную скорость и параллельно найти нужный маршрут в лабиринте степных дорог. В результате за два дня пришлось одолеть около 800 изуверских километров. Мало того, пройти на полном пределе сил, ибо здесь определялись чемпионы страны по итогам годового зачета. В результате гонка принесла самые неожиданные результаты, сильно попортив расчеты аналитиков.

Например, несмотря на прогнозы, пришлось подвинуться финскому экипажу Йоуни Ампуйя и Марку Хурскайнену. Страсти кипели во всю: неужели чемпионами России станет иностранный экипаж? В результате первое место занял экипаж команды «Пэк» Евгений Фирсов/Вадим Филатов, сдвинув иностранцев на второе место. К слову, весь этот гоночный сезон был для финнов сплошными «прыжками». Причем не только на гоночной трассе, но и в турнирной таблице: то они оказывались в лидерах, то «пролетали». Тем не менее, за свои упорство и профессионализм они добились заслуженного уважения не только у болельщиков, но и у конкурентов.

Подобных «выяснений отношений» на финальном этапе чемпионата было не мало, и описывать их можно бесконечно. Но перейдем к главной интриге – масштабному – длиною в год – поединку двух заводских команд: «КамАЗ-Мастер» и «ГАЗ Рейд Спорт». Напомним, что в российском зачете у камазовцев уже давно не было конкурентов. Белорусы–мазовцы были показательно разгромлены, и внедорожному люду стало скучно. Конечно, интересно смотреть на прыгающие болиды «Синей армады», но ощущения борьбы не наблюдалось – скорее показательные заезды, а не накал страстей. И тут неожиданно выясняется, что по результатам прошедших этапов в лидеры зачета тихой сапой выбились, подвинув камазистов, нижегородцы! Это был настоящий фурор. Тем более, что в ралли–рейдовой тусовке гоночный «Садко» уже успел получить обидное прозвище «Хлебовозка», и его появление на гоночной трассе каждый раз сопровождалось шуточками. Да, автомобиль не отличался скоростью, однако медленно, но верно брал гоночную дистанцию. Так же неторопливо он продвигался и по турнирной таблице. Тем временем в арсенале команды появился «Газон NEXT». Причем появился еще до того, как новое поколение газовских среднетонажных грузовиков было представлено общественности и поступило в продажу. Можно сказать, что премьера этого грузовика состоялась на гоночной трассе, а не в автосалоне. Этот аппарат гораздо резвее «Садко», и можно воочию наблюдать, как по скоростным показателям он зачастую не уступает КамАЗам. Эти метаморфозы газовской техники поневоле заставляют задуматься…

Как уже рассказывал портал «АвтоВзгляд», «разборку» команд прогнозировали на предыдущем, пятом этапе чемпионата в Ульяновске. Но «Камаз-Мастер» туда не явился, вызвав очередную волну сплетен и домыслов. Интригу лучше всех обрисовал руководитель «Камаз-Мастера» Владимир Чагин:

– Мне очень приятно, что в чемпионате страны у нас появился достойный соперник. Команда ГАЗа быстро прогрессирует, что делает борьбу во много раз интереснее. Так получилось, что в зачете грузовиков лидирует экипаж, выступающий на автомобиле ГАЗ – это вносит достойную интригу в главное первенство страны. Не секрет, что 50% успеха на гонке зависит от экипажа, а остальные 50% – от машины. Конечно же, «Газоны» слабее КамАЗов, но бывает, что автомобили ломаются... Думаю, нас всех ждет интересное ралли...

Последняя фраза подтвердилась полностью: КамАЗ буквально «рвал и метал». Вплоть до того, что подарил журналистам, не побоюсь делать громких заявлений, лучший кадр этого гоночного сезона. Экипаж Дмитрия Сотникова решил резануть очередной крутой спуск и... Многотонная махина нырнула с обрыва и встала на кабину. Такого еще не видели! Что испытали при этом пилот, штурман и механик, трудно передать словами. Потом шутили, что смогли разглядеть всех жучков и других мелких обитателей степи. Слава Богу, все остались живы и даже не покалечились – все-таки у гоночных аппаратов техника безопасности превыше всего – спас мощный каркас. Другой вопрос, как выбираться из стоящего на кабине «свечкой» многотонной махины, которая в любой момент может качнуться, и нельзя просчитать в какую сторону. Выбрались. Мало того, залезли на «свечку», закрепили трос и сдернули на землю другим КамАЗом, но нана следующий день экипаж все же сошел с дистанции. Тем временем камазовский экипаж Сергея Куприянова влетел в дерево и лишился лобового стекла, фары и угла бампера. В память об этом столкновении осталась торчащая из кабины ветка.

Тем временем «Газон NEXT» Болеслава Левицкого и Александра Обухова рвался на подиум более грамотно: держался равномерного темпа и лишний раз не лихачил. Тем не менее, газовцам гонка далась нелегко: на последнем заезде вышел из строя гидроусилитель руля. Причем почти в самом начале трудного пути. Изнеженный городской водитель может думать, что ничего страшного в этом нет, можно ехать и так. Так он может думать до тех пор, пока не окажется за рулем многотонной махины, которая несется по пересеченной местности далеко за сотню… Я своими глазами видел финиш этого экипажа. Когда грузовик остановился, Болеслав долго не мог выйти из кабины. Более того, не мог разжать крепко сжимающие руль пальцы. В результате – третье место в грузовом зачете. Это было настоящей бомбой! Всесильным и великим КамАЗам пришлось подвинуться. Плюс к этому – прогнозируется второе место по результатам чемпионата в категории Т4. Также Болеслав Левицкий занял второе место среди пилотов, а Александр Обухов – третье среди штурманов. Наконец–то пришлось признать, что «погонщики хлебовозок» на многое способны и могут быть совсем не меланхоличны.

...Сезон-2015 российских ралли-рейдов закончился, но борьба продолжается. Впереди мировые гонки «Африка Эко Рейс» и «Дакар», на которые попадут далеко не все российские гонщики. А также «Шелковый путь» в июле следующего года, к которому команды начинают готовиться уже сейчас. Но до него начнутся новые этапы чемпионата страны, а значит – новая борьба, интриги и бескрайние гоночные трассы. А чтобы читатели «АвтоВзгляда» смогли полностью насладиться прошедшим гоночным годом, в следующей статье мы расскажем о той стороне ралли-рейдов, которую никогда не увидишь в СМИ – застрявших гоночных болидах, ночных хождениях по холодной пустыне, голоде, жажде и пользе умения работать лопатой.